Найти тему

Три урока, которые мне преподала Зоя

Об этом уроке детские и взрослые психологи писали много до меня, и, наверняка, будут много после меня. Но именно с приходом в семью Зои я на практике усвоила две вещи:

1. Не сравнивать ребенка с другими детьми, а только с ним самим, но раньше.

2. Всему свое время. И не надо его торопить.

И этот первый урок, кажущимся таким простым в теории, оказалось очень трудно воплотить на практике. И это при том, что я заранее не просто знала о том, что у моего ребенка будут особенности развития, я сознательно выбрала себе именно такую дочку. И все же, и все же... Чувства часто брали верх над разумом. Первое время было очень больно проходить мимо полок с детской обувью в магазинах, я тогда еще не знала, как быстро у нас появятся протезы, и покупать обувь всё-таки появится возможность. Эта прерогатива была где-то очень далеко и не успокаивала. До сих пор не могу понять, почему именно это меня так цепляло? Я могла спокойно отвечать на вопросы деток про ручки Зои, про отсутствие ножек, когда они спрашивали меня об этом на детской площадке, например. Взрослые тактично молчали, а дети - народ непосредственный, и "не испорченный" родителями задавали вопросы, потому что искренне не понимали, и ждали таких же простых, но честных и прямых ответов. Мне легко было говорить, что я не знаю, почему так случилось с Зоей. Потому что я действительно этого не знала. Я могла только предполагать, но мои предположения никого не интересовали. И детей устраивал ответ - "Иногда так случается, что ножки не вырастает. И никто не может объяснить, почему так произошло. Это загадка природы"

Зое ест сама
Зое ест сама

К нам в гости приходила моя дочь с внучкой, которая была ровесницей Зои. И, видя разницу между ними, я тоже расстраивалась. Справедливости ради надо сказать, что разница в физическом плане осталась. Зоя - Дюймовочка, миниатюрная девочка, с очень белой кожей, сквозь которые просвечиваются вены и прожилки, и черты её лица такие нежные, утонченные. Кажется - не ребенок, а просто ангел 🤷‍♂️. Но в этом хрупком теле очень сильный дух, очень большая воля и желание жить, огромное жизнелюбие и оптимизм, которым она заряжает других - и детей, и взрослых.

И я училась. Училась ждать, когда Зоя сможет сама сидеть на диване, не заваливаясь вбок. Радовалась, когда дочка смогла сидеть без опоры, хотя мне было очень страшно за неё. А потом Зоя, сидя в коляске, хваталась за поручень и сама садилась в ней. И это было так круто! И совсем неважно, что это было, когда Зое исполнилось полтора года. Только после года она начала ползать. Да, позже, чем все нормотипичные дети. Но дочка уверенно шла вперед в соответствии со своим индивидуальным графиком развития. Умилялась, когда она сама держала бутылочку и пила из неё, потом научилась брать пустышку в ротик. Следующим шагом стало то, что Зоенька начала есть ложкой. Она брала ложку в свою "клешенку" (так мы ласково называли её сросшиеся пальчики на правой руке) и направляла её в рот. Сначала Зоя требовала, чтобы я её кормила, например, печеньем. Потом придумала способ, как самой есть печенье, потом мороженое и др. вкусности.

Пьет тоже )
Пьет тоже )

И видя все эти и другие достижения я очень радовалась за дочку. И получила третий урок - Не надо дополнительно инвалидизировать ребенка. Не надо делать за дочку то, что она вполне может сделать сама. Пусть медленно, пусть не с первого раза, пусть плохо, но ей очень важно увидеть СВОЙ результат, сделать что-то самой. Предоставляя ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, мы, родители. открываем ему путь дальше, вперед. И родители здоровых детей грешат этим - намного проще и быстрее сделать всё самой, чем дождаться, пока этот маленький "Я Сам!!!" наконец сделает то, что нужно. Но для Особенного ребенка необходимо видеть свои достижения, это огромный стимул для развития, движения вперед.

Справляется с пустышкой. Вернее, справлялась.
Справляется с пустышкой. Вернее, справлялась.

#ребенок-инвалид #дети с овз #воспитание ребенка