Совсем недавно мы говорили о том, с каким трудом Михаилу Леонтьевичу Милю удалось добиться создания специального ударно-транспортного вертолёта Ми-24, который являлся неким аналогом наземных БМП, но в воздухе.
Во многом это удалось благодаря опыту боевого применения во Вьетнаме первого ударного вертолёта в мире – американского AH-1 "Cobra".
Ми-24 являлся универсальным боевым вертолётом, необходимо было разработать чисто ударный вертолёт. К тому же, в США уже полным ходом шли работы по созданию AH-64 "Apache".
Тогда в СССР вернулись к детальной проработке будущего ударного вертолёта. Были сформированы требования к новой боевой машине, которая должна была специализироваться на уничтожении бронетехники противника и поддержке союзников на поле боя. В середине 70-х годов его будущий облик был уже почти определён.
В 1976 году был объявлен конкурс на создание нового боевого вертолёта, в котором приняли участие проекты ОКБ Миля и Камова. Конкурентом Ми-28 выступил проект В-80, который впоследствии получил обозначение Ка-50.
Ка-50 "Черная акула" строился по схеме с одноместной кабиной. В ОКБ Миля придерживались наличия двух человек в составе экипажа, расположенных тандемно.
Впервые Ми-28 оторвался от земли в 1982 году. В результате конкурса, затянувшегося на несколько лет, военные отдали предпочтение вертолёту Ка-50. Было решено запустить его в серийное производство.
Тем не менее Милевцы сумели убедить военное руководство сохранить и продолжить работы над Ми-28. Главным аргументом было то, что пилот не сможет одновременно управлять вертолётом, маневрируя на предельно низких высотах, и эффективно обнаруживать и поражать цели. Забегая вперёд стоит сказать, что эти предположения подтвердились.
Ми-28А
В процессе испытаний в Ми-28 вносилось множество изменений. Так, в 1987 году, появилась модификация Ми-28А, в которой вертолёт получил более мощные двигатели, Х-образный рулевой винт и другие доработки, но так и не пошёл в серию.
Ми-28Н
После распада СССР весь военно-промышленный комплекс оказался в трудном положении. Из-за тяжелого экономического положения работы над новым ударным вертолётом стали затягиваться. Зато за рубежом вертолёты получали новые бортовые комплексы, позволяющие эффективно выполнять боевые задачи в тёмное время суток.
Тогда конструкторы сосредоточились на создании круглосуточной и всепогодной версии вертолёта. Так, в 1996 году, появилась модификация Ми-28 с надвтулочной БРЛС "Арбалет", получившая обозначение Ми-28Н "Ночной охотник". Правда серийные образцы БРЛС так и не получили.
Тем временем предприятие оказалось на грани банкротства. Возобновить испытания Ми-28Н удалось лишь в 2002 году. В 2008 году несколько экземпляров были переданы на войсковые испытания, а в 2009 году вертолёт был принят на вооружение.
Конструкция
Вертолёт имеет классическую компоновку с одним несущим винтом. Пилот и оператор вооружения размещаются тандемно (оператор вооружения спереди), кабины раздельные, имеющие алюминиевую перегородку. Шасси 3-стоечное, неубирающееся.
Большое внимание уделено боевой живучести машины и защите экипажа. Это с самого начала диктовало конструкцию вертолёта. Все самые значимые элементы прикрываются менее значимыми. Лопасти несущего винта продолжают эффективно работать после одиночного попадания 30-мм. снаряда. Два двигателя разнесены по бокам фюзеляжа, что снижает вероятность их одновременного повреждения.
Всё остекление кабины бронированное и выдерживает попадание 12,7-мм. пули. Бронированная "ванна" экипажа выдерживает попадание 20-мм. осколочно-фугасных снарядов.
Особенностью конструкции является и то, что вертолёт, при падении с высоты менее 100 метров, разрушается таким образом, чтобы гасить энергию, негативно воздействующую на экипаж. С этой же целью установлены энергопоглощающие кресла.
Кроме того, в случае необходимости покинуть машину на высоте более 100 метров, двери кабины отстреливаются, перерезаются ремни и экипаж покидает машину. При этом, в стороны надуваются специальные трапы, не позволяющие членам экипажа задеть элементы конструкции вертолёта.
Вооружение
Ми-28Н вооружен 30-мм. пушкой 2А42. На 4 узлах подвески могут размещаться неуправляемые ракеты НАР С-8 и С-13, управляемые ракеты "Штурм" и "Атака", комплекс "Стрелец" для пуска управляемых ракет "воздух-воздух" "Игла", пушечные контейнеры и авиабомбы до 500 кг.
Ми-28НМ
В 2016 в воздух впервые поднялся вертолёт модификации Ми-28НМ.
Вертолёт получил полностью дублированную систему управления, как в модификации Ми-28П. Новая штатная надвтулочная РЛС способна обнаруживать цели на расстоянии до 25 км и сопровождать до 4 целей одновременно.
Расширен и спектр вооружения. Добавлена управляемая ракета "воздух-воздух" с головкой самонаведения и неуправляемые ракеты с повышенной дальность поражения. Добавлена система нашлемного целеуказания, а 30-мм. пушка получила новую цифровую систему управления.
Турельная оптикоэлектронная станция с телевизионным, тепловизионным каналами и с лазерным дальномером позволяет обнаруживать и определять координаты цели и является круглосуточным средством наблюдения.
Больше статей: Ми-24 | Ка-52 "Аллигатор" | Крейсер "Пётр Великий" | AH-64D "Apache" | Военные багги США | БПЛА "Predator" | Военный квадроцикл АМ-1 | Kawasaki OH-1 "Ninja" | Ми-26 | Боевой робот "Уран-9" | Ford F-650 | V-22 "Osprey" | БМР "Вепрь" | БПЛА "Орион" | БПЛА "Bayraktar TB2" | Т-4 "Сотка" | Экраноплан "Лунь"
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!
#оружие #военная техника #авиация #вертолёты #бронетехника