Найти тему
Путь к изобилию

Операции "Трезубец" и "Питон". 50 лет блистательной победе индийских ВМС

Оглавление

Советские ракетные катера, советские противокорабельные ракеты и русский язык легли в основу грандиозного успеха индийских ВМС в ходе третьей войны между Индией и Пакистаном. "Москитный" флот нанёс разящий удар "Трезубцем" и дожал Пакистан "Питоном".

Грозные "насекомые"

Первым в мире (а потому и широко известным) успешным боевым применением противокорабельных ракет катерами считается эпизод египетско-израильской "Войны на истощение". 21 октября 1967 года два ракетных катера египетских ВМС проекта 183-Р "Комар" советской постройки потопили израильский эсминец "Эйлат" (бывший британский эсминец "Ревностный", 1944г., полное водоизмещение 2530тн). По нему было выпущено 4 ПКР П-15 "Термит", погибло 47 человек из 199, находившихся на борту "Эйлата".

Ракетный катер проекта 183-Р "Комар" ВМС Египта
Ракетный катер проекта 183-Р "Комар" ВМС Египта

Следующим за "Комаром" проектом ракетных катеров ЦКБ "Алмаз" (тогда ЦКБ-5) был проект 205 "Москит" (по классификации НАТО – "Оса"), принятый на вооружение Советского ВМФ в 1960 году. Основным ударным вооружением "Москита" являются 4 пусковые установки тех же противокорабельных ракет, что и у "Комара" – П-15 "Термит". Эти катера участвовали в нескольких войнах, начиная с 70-х годов ХХ века – "Война судного дня" (1973), ирано-иракская (1980-1988), война в Персидском заливе (1990). Но наиболее, можно сказать фантастически успешным, боевым применением "Москитов" считаются две операции Индийских ВМС в ходе 3-й индо-пакистанской войны 1971 года – "Трезубец" и "Питон".

Ракетный катер проекта 205 "Москит"
Ракетный катер проекта 205 "Москит"

Предыстория

В 1968 году, на фоне продолжающейся военной напряжённости с Пакистаном, индийское правительство приняло решение закупить в Советском Союзе партию из 8 катеров проекта 205. К середине 1971 года все катера прибыли в Индию, а экипажи перед этим прошли курс подготовки в СССР, включавший в себя и изучение РУССКОГО ЯЗЫКА. Это тоже сыграет немаловажную роль в успехе индийских ВМС: радиопереговоры в ходе операции в значительной мере велись на русском, что сильно осложнило пакистанцам использование радиоперехватов. Ведь пакистанский "урду" и индийский "хинди" – это, по сути, один и тот же язык, только с разной графикой, а РУССКИЙ - он и в Индии РУССКИЙ! Для тех, кто не в курсе: Яндекс.Переводчик тогда ещё просто не существовал.

Движение беженцев (зелёный) и индийской армии (красный) на территории Восточного Пакистана (Бангладеш) в ходе 3-й индо-пакистанской войны
Движение беженцев (зелёный) и индийской армии (красный) на территории Восточного Пакистана (Бангладеш) в ходе 3-й индо-пакистанской войны

Всё это происходило на фоне борьбы Восточного Пакистана (нынешней Бангладеш) за независимость. 3 декабря пакистанские ВВС провели операцию "Чингисхан" – массированные налёты на индийские аэродромы с целью лишить Индию авиационной составляющей в возможном конфликте одним ударом (по примеру Израиля в "Шестидневной войне" 1967 года). Так началась 3-я индо-пакистанская война.

"Трезубец"

Под этим кодовым названием скрывается набеговая операция индийских ВМС на главную базу Pakistan NAVY (ВМС Пакистана) Карачи. Операция была разработана Главным штабом ВМС Индии которым руководил адмирал Сардарилал Матрадас Нанди.

Адмирал Сардарилал Матрадас Нанди
Адмирал Сардарилал Матрадас Нанди

Состав отряда кораблей Индии: 3 ракетных катера проекта 205 "Москит" ("Нипат", "Ниргхат" и "Веер"), 2 СКР-1 проекта 159 ("Килтан" и "Катчал") и танкер "Пошак".

Проблема при планировании операции заключалась в недостаточном радиусе действия ракетных катеров, а расстояние от Бомбея (ныне Мумбаи) около 600 миль. Поэтому в боевую группу был включён танкер для дозаправки, а часть перехода катера совершили на буксире.

Ход операции

В ночь с 3 на 4 декабря ракетные катера и танкер вышли из Бомбея и утром четвёртого были встречены сторожевиками. К 22.00 отряд подошёл к Карачи и в 22.30 была обнаружена первая цель – пакистанский эсминец "Хайбер".

Эсминец ВМС Пакистана "Хайбер"
Эсминец ВМС Пакистана "Хайбер"

В 22.45 РКА "Ниргхат" произвёл по нему пуск ПКР "Термит", которую пакистанцы приняли за воздушную атаку. С интервалом в 5 минут был произведён второй пуск. Обе ракеты достигли цели и "Хайбер" затонул. Погибло 222 пакистанских моряка.

В 23.00 РКА "Нипат" выпустил две ракеты. Первая попала в транспорт "Венус Челенджер", перевозивший боеприпасы из Сайгона (Южный Вьетнам, ныне – Хошимин) в качестве военной помощи США. В результате попадания транспорт взорвался и тут же пошёл ко дну. Второй ракетой был поражён сопровождавший "Венус Челенджер" пакистанский эсминец "Шах Джахан". Повреждения оказались столь значительны, что позднее корабль был признан не подлежащим восстановлению, списан и разделан на металл.

Эсминец "Шах Джахан" ранее был британским эсминцем "Благотворительность"
Эсминец "Шах Джахан" ранее был британским эсминцем "Благотворительность"

В 23.30 пуском одной ПКР "Термит" РКА "Веер" уничтожил минный тральщик ВМС Пакистана "Мухафиз". Погибло 33 военнослужащих ВМС Пакистана.

Пуск ракеты с катера
Пуск ракеты с катера

Несколько позже РКА "Нипат" произвёл ещё два пуска ракет по нефтехранилищам в Кимари, в 20 км от порта Карачи, в результате которых на нефтебазе вспыхнул пожар и она была сильно повреждена.

После атаки на Карачи катера повернули к югу, соединились с танкером и двумя СКР, и без потерь достигли базы в Бомбее.

Через сутки после этой блестящей атаки, утром 6 декабря, находившиеся "на нервах" пакистанские лётчики приняли, по ошибке, за индийский корабль свой собственный фрегат "Зульфикар" и атаковали его. В результате "дружественной" бомбардировки корабль получил серьёзные повреждения, а в экипаже имелись потери.

"Зульфикар" был ранее британским "Девероном"
"Зульфикар" был ранее британским "Девероном"

"Питон"

Ход этой операции во многом схож с "Трезубцем". На этот раз вместо "осиного" роя катер был всего один - РКА проекта 205 "Винаш". В ночь с 8 на 9 декабря он в сопровождении двух фрегатов,"Талвар" и "Тришул", совершил четыре успешные пуска "Термиов". В результате была окончательно уничтожена нефтебаза в Кимари (первый раз атакована РКА "Нипат" в ходе операции "Трезубец"), потоплены панамский танкер "Гульф Стар" и британский транспорт "Гарматтан", сильно повреждён без возможности восстановления пакистанский танкер "Дакка". От взрывов были повреждены ещё два транспорта. Огнём пакистанских ВМС, пытавшихся оказать сопротивление ракетному катеру, был задет и сгорел греческий сухогруз "Зоя", сильно повреждён британский транспорт "Евкадия". Индийцы, как и в ходе операции "Трезубец", потерь не имели.

Порт Карачи в огне
Порт Карачи в огне

Печальный итог

Кроме непосредственных потерь, нанесённых военно-морским силам Пакистана, гражданским судам и портовой инфраструктуре Карачи, были уничтожены 70% боеприпасов и 50% нефти и нефтепродуктов, которыми располагал Пакистан в провинции Синд. Экономический ущерб в ценах 1971 года оценивается в 3 млрд. долларов США. Через два года, после разразившегося в 1973 году нефтяного кризиса, он "потянул" бы уже на 8 млрд., а сейчас, полвека лет спустя, – наверно зашкаливал бы за пятьдесят! Кто в курсе более точных цифр – милости просим в комментарии. Суда нейтральных стран стали избегать захода в Карачи – подобие морской блокады нависло над Пакистаном.

-11

В честь удачно проведённой операции "Трезубец" 4 декабря в Индии отмечается День ВМФ.

Вот, друзья, таков результат закупки Индией советского вооружения и изучения индийскими моряками русского языка пятьдесят лет тому назад.

Если понравилось – ставьте "лайки" и подписывайтесь.

Всем удачи!