Найти тему
Coracero

Второй стратегический эшелон Красной Армии. Июнь 1941-го.

Одно из самых ярких проявлений человеческого лицемерия — это «теории» о подготовке нападения СССР на Германию в июне-июле 1941-го года. Самые первые «доказательства» этих теорий были просто придуманы, ещё на заседаниях Международного Трибунала в Нюрнберге, затем этот приём многократно повторялся, иногда повторялись и сами «доказательства».

По мере того как становилась доступнее информация о предвоенном состоянии Красной Армии, из раздела «аргументы» в раздел «мемы» перешли утверждения о концентрации войск на границе с советской стороны. Советские войска так были «сконцентрированы», что 22-е июня получилось по две-три германских дивизии на фронте в 25-30 км на одну советскую дивизию, при уставном нормальном фронте обороны - 8-12 км.

Однако, даже спустя уже 80 с лишним лет, с тех событий, политической актуальности они не утратили. Поэтому и попытки "доказать" превентивный характер нападения Третьего Рейха и его сателлитов на СССР не прекращаются.

На сегодняшний день, можно обобщить, что таковые разделились на две составляющие. Версии для непритязательной публики, на уровне доказательства плоской Земли*, и версии пытающиеся сохранять, хоть минимально, наукообразный вид.

  • например, про «двух диктаторов и их неизбежный союз/вражду», когда, вроде бы, взрослые люди начинают рассказывать сказки о добре, зле и предопределении
  • примитивно и бездоказательно, но очень эффективно для определённой аудитории

В данной статье, мы рассмотрим тему сущности и развёртывания второго стратегического эшелона Красной Армии. Сочетание малоизвестности и сложности этой темы сделало её одним из последних "оплотов" наукообразных версий о "невиноватости" нацистской Германии в нападении на СССР.

Военная разведка докладывает...

Ещё одно частое заблуждение о начале Великой Отечественной связано со "слепотой" советской разведки, якобы не заметившей концентрации германских войск по ту сторону границы.

Проблема не в том, что движение германских войск не замечалось, а в его неверной интерпретации, причём и по масштабам, и по направлениям. Например, в спецсообщении Разведуправления Генштаба Красной Армии от 15-го мая 1941-го года сделан такой вывод:

скриншот из сборника документов "1941-й год" в двух томах ("Малиновка")
скриншот из сборника документов "1941-й год" в двух томах ("Малиновка")

И этот вывод основан на определённом разведкой положении германских войск, которое приводится в этом спецсообщении:

  • цветом отмечены направления - советские военные округа напротив которых располагались, по данным разведки, германские войска
  • синий - ПрибОВО/СЗФ (Прибалтика), красный ЗапОВО/Западный фронт (Белоруссия), жёлтый - Киевский Особый и Одесский военные округа/ЮЗФ и 9-я Армия (Украина)
  • за кавалерийские полки, вероятно, принималась "служебная" конница - разведывательные подразделения пехотных дивизий, положение единственной кавдивизии Вермахта, при этом, верно определено - против границ Западного Особого военного округа

Группировка размещённая напротив Киевского Особого военного округа и Одесского военного округа (Юго-Западного фронта и 9-й Армии), по данным разведки, превосходила, по числу соединений, даже без учёта войск стран-сателлитов, группировку размещённую напротив Прибалтики (ПрибОВО/СЗФ) и Белоруссии (ЗапОВО/Западный фронт).

Определённое военной разведкой наращивание сил также идёт на южном направлении - десять прибывших дивизий из одиннадцати.

  • подробнее об ошибках разведки с определением числа соединений в Вермахте и их распределении по театрам военных действий:
  • 1941-й год. Разведка доложила точно?

Соответственно, и руководство Красной Армии в мае 1941-го года ориентируется на южное направление, как на наиболее вероятное направление главного удара противника.

Май 1941-го года.

Слова о лицемерии во вступлении к этой статье не были случайны. В апреле 1941-го года начинается планирование переброски войск второго стратегического эшелона на запад, в конце апреля отдаются первые распоряжения о подготовке к переброске войск в военные округа.

В мае 1941-го года начинается движение войск второго стратегического эшелона Красной Армии на запад. И это движение подаётся как свидетельство идущей подготовки Красной Армии к нападению на Германию.

Практически же, в первой половине мая, советские войска начинают переброску на запад всего четырёх дивизий, корпусного управления и одного корпусного артполка, то есть, гораздо меньшего числа соединений, чем определённое разведкой наращивание сил на той стороне границы в первой половине мая 1941-го года:

Одновременно с этим, Киевский округ передаёт одну кавалерийскую дивизию Одесскому округу - 32-я кавдивизия отправляется в Крым.

Сама 19-я Армия, которой, по планам, должны принадлежать перебрасываемые войска, ещё не сформирована.

Размещать войска предполагается в 550-650 км от границы (это внутренняя граница КОВО, за ней начинается зона ответственности Харьковского военного округа), оставляя их почти полностью на обеспечении Северо-Кавказского военного округа*.

  • кроме фуража и продовольствия
  • если зеркально отложить на карте на запад запланированное положение прибывающих войск, то они окажутся на тех же меридианах, где расположены города Прага и Берлин

Второй стратегический эшелон.

Что такое, вообще, второй стратегический эшелон Красной Армии?

В документах описывающих плановое стратегическое развёртывание Красной Армии на западном направлении (против Германии и её союзников), можно выделить две основные составляющие:

  • войска фронтов - Северного, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного (включая 9-ю Армию - ОдВО)
  • Резерв Главного Командования - разворачивающийся непосредственно за этими фронтами

Изначально, в планах лета-осени 1940-го года, предполагалось, что в состав войск РГК попадает часть войск приграничных военных округов, но, в основном, их составляют войска внутренних округов, что должны были развернуться в период 15-30 дней от начала мобилизации.

Насколько можно судить по числу соединений в приграничных округах, в планах весны и начала лета 1941-го года предполагалось, что Резервом Главного Командования будут только войска внутренних округов.

Соответственно, второй стратегический эшелон - это мобилизационная "заготовка" войск внутренних округов для Резерва Главного Командования. Первый стратегический эшелон - это войска приграничных округов.

В работе Института Военной Истории "1941-й. Уроки и выводы" - это прямо сказано, в описании планировавшегося развёртывания Красной Армии:

Второй стратегический эшелон — резерв Главного Командования — предполагалось создать из 5 армий (16, 19, 22, 24, 28-я) в составе 51 дивизии. Из них на Юго-Западном фронте сосредоточивались 23 дивизии, на Западном фронте — 9. В районе Москвы предусматривалось развернуть 2 армии — 24-ю и 28-ю в составе 19 дивизий.

Задача войск РГК - это либо развитие успеха войск фронтов, либо противодействие успешно наступающему противнику. Соответственно, сами первые операции начинаются силами фронтов, то есть, первого стратегического эшелона, а Резерв Ставки ВГК выступает источником войсковых объединений для развития успеха или парирования прорывов противника.

По сути, стратегические эшелоны повторяют на огромном масштабе обычный, для Красной Армии 1940-х годов, принцип эшелонирования войск, начиная с уровня взвода-роты.

При этом, формальное определение термина "стратегический эшелон", само по себе, становится источником заблуждений:

Военно-энциклопедический справочник. 1986-го года издания
Военно-энциклопедический справочник. 1986-го года издания

Если подаётся так, что первый стратегический эшелон может вести стратегические операции без развёртывания второго, а то и вовсе без развёртывания, хотя и здесь есть вполне определённый исторический контекст.

Конец мая-июнь 1941-го года.

Весна-лето 1941-го года становятся периодом переброски войск не случайно. Тёплый сезон позволял размещать войска не только в казармах, но и в лагерях, без необходимости немедленного строительства новых капитальных строений.

По сути, запланированная переброска советских войск в мае 1941-го года совпадает с началом подготовки вторжения в СССР не как ответ на замеченные перемещения войск по ту сторону границы, а по причинам чисто логистическим. Любые иные заранее запланированные переброски войск пришлись бы также на этот период.

Собственно, именно это и происходит в конце мая и начале июня 1941-о года. Начинается скрытная масштабная переброска войск, что должны составить второй стратегический эшелон, а в случае начала войны, стать Резервом Ставки ВГК (или просто войсками РГК).

Для войск второго стратегического эшелона - июнь 1941-го года - это ещё и этап создания управлений армий, которых в мае 1941-го года просто не существовало, кроме единственной 16-й Армии, находившейся на Дальнем Востоке - в Забайкальском военном округе.

Ситуация меняется лишь в десятых числах июня, когда перспектива начала войны становится вполне реальной, но значительно ускорить темпы и увеличить масштабы перевозки войск не удаётся.

По состоянию на июнь 1941-го года, по последнему детализированному довоенному плану развёртывания войск* предполагалось получить в составе войск РГК пять армий - 51 дивизию.

  • Справка о развёртывании Вооружённых сил СССР на случай войны на Западе от 13-го июня 1941-го года:
  • ВДК - воздушно-десантный корпус

Часть войск РГК предполагалось перебрасывать из Сибири и с Дальнего Востока.

Из пяти армий, три предназначались для развёртывания за войсками Западного и Юго-Западного фронтов, ещё две в центральных районах страны - западнее Москвы.

  • всего предполагалось иметь в составе фронтов и сухопутных войск:
исправлена опечатка, вместо Приволжского военного округа в документе указывалась аббревиатура Прибалтийского Особого. Скриншот из сборника документов "1941-й год" в двух томах ("Малиновка"), том второй.
исправлена опечатка, вместо Приволжского военного округа в документе указывалась аббревиатура Прибалтийского Особого. Скриншот из сборника документов "1941-й год" в двух томах ("Малиновка"), том второй.
  • с 21-го июня Одесский военный округ станет основой для создания ещё одного фронта - Южного, но, в рассматриваемых планах, ОдВО - это, всё ещё, единственная 9-я Армия

Армии второго стратегического эшелона.

Как можно заметить, в списке войск, что должны были войти в состав ЮЗФ, не только войска Киевского Особого, но и Харьковского, Орловского и Приволжского военных округов.

Удар противника сразу главными силами, создавший эффект стратегической внезапности, не только "сломал" концепцию прикрытия мобилизации и развёртывания, но и привёл к тому, что войска назначенные в состав Юго-Западного фронта из внутренних округов оказывались, фактически, частью второго стратегического эшелона, не успевая войти в состав ЮЗФ.

И это расхождение можно заметить, например, в работе "1941-й. Уроки и выводы", где в описании реального развёртывания Красной Армии в первые дни войны упоминаются семь армий второго стратегического эшелона, хотя ранее в планах (см цитаты выше по тексту) их было только пять:

Войска второго стратегического эшелона (16, 19, 20, 21, 22, 24, 28-я армии) — 77 дивизий (25% [от общего числа дивизий]) только начинали сосредоточиваться в назначенных районах, 9 дивизий вышли в районы, 19 дивизий 16, 21, 22-й армий находились на марше или перевозились по железной дороге, остальные дивизии 20, 24, 28-й армий оставались в пунктах постоянной дислокации.

20-я Армия формировалась в Орловском, а 21-я Армия в Приволжском военных округах.

Ещё одна армия, не упомянутая в составе войск второго эшелона, но фактически входившая в их состав и находившаяся в подчинении Ставки Верховного Главнокомандующего до 25-го июня 1941-го - это 18-я Армия сформированная из войск Харьковского военного округа, позднее, также и войск Юго-Западного фронта, с 25.06.41 войдёт в состав Южного фронта.

Из этих восьми армий, пять сформированы только в июне 1941-го года, а ещё две уже после начала войны (обе из первоначально запланированного состава войск РГК):

  • 16-я Армия - июль 1940-го года
  • 18-я, 19-я, 20-я, 21-я, 22-я Армии - июнь 1941-го года, до начала войны
  • 24-я Армия - 24-е июня 1941-го года
  • 28-я Армия - 1-е июля 1941-го года

Соответственно, в статистическом сборнике №1, можно увидеть упоминание только тех шести армий, управления которых реально были сформированы по состоянию на 22-е июня 1941-го года:

  • 16-й, 18-й, 19-й, 20-й, 21-й и 22-й Армиях
  • из них 16-я, 18-я, 21-я и 22-я Армии были подчинены Ставке с 22-го июня
  • 19-я и 20-я Армии в составе РГК с 26-го июня

В состав войск РГК входили: 57 дивизий, из которых: 42 стрелковые, 10 танковых и 5 моторизованных - пять механизированных корпусов и четырнадцать стрелковых корпусов.

  • 619 тысяч человек
  • 2,8 тысяч танков
  • 11,8 тысяч орудий, включая миномёты (4,9 тыс)

Из пяти механизированных корпусов только 5-й МК (16-я А) и 7-й МК (20-я А) можно назвать боеспособными, причём на высоком для РККА уровне. Они сформированы летом 1940-го года в первой волне формирования, имеют относительно высокую укомплектованность личным составом, техникой и транспортом.

Итоги.

Если взять за пример наиболее подготовленную к переброске 16-ю Армию, конкретно, её 5-й механизированный корпус, чтобы представить, в общих чертах, необходимые на перевозку сроки, то получится, что от предварительного распоряжения от 26-го апреля - готовиться к перевозке войск, до начала перемещения прошёл месяц - 25 мая было получено распоряжение о начале перевозки войск, 4-го июня отправлены первые ж/д составы с войсками.

18-го июня первые эшелоны с войсками 5-го механизированного корпуса прибыли на территорию Киевского Особого, до 26-го июня, когда 16-я Армия была перенаправлена на Западный фронт, успела разгрузиться лишь малая часть корпуса (12 из 40 эшелонов 17-й танковой и всего 5 эшелонов 13-й танковой дивизии и неизвестное число эшелонов, но не полный состав, 109-й моторизованной).

Хотя из-за переназначения армии на другой фронт, не выходит "чистого" примера, всё же, можно вполне определённо сказать, что переброска войск из Забайкальского военного округа на Украину не укладывалась в срок 30 дней, даже с месяцем на предварительную подготовку.

И вывод о причинах перемещения войск второго стратегического эшелона будет довольно банальным. "Заготовка" должна была находиться там, где её можно успеть развернуть в войска РГК за назначенные планами сроки.

То, что подготовка второго стратегического эшелона к плановому развёртыванию на случай войны ведущаяся в удобный летний сезон, выдаётся за подготовку к нападению - это тривиальное, к сожалению, лицемерие. Даже поверхностное знакомство историка-любителя с этим вопросом, на уровне справочника "Великая Отечественная. Действующая армия", покажет, что, например, 28-я Армия даже в в конце июня 1941-го ещё не имеет сформированного управления, в состав РГК она попадёт только 5-го июля, в боевых действиях примет участие с 15-го июля.

Относительно большая численность войск второго стратегического эшелона складывается, более чем наполовину, из тех армий, что попадают в резерв Ставки в начале войны, а не из тех армий, что должны были стать резервом Ставки ВГК по предварительно разработанным планам.

О канале.

Поддержать канал можно лайком, добрым словом, обсуждением. Репостами и рекомендациями.

Можно и совсем простым путём: