Найти тему
Стереотипы

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Клер Дени. Часть 1.

Продолжаем цикл Фильмография о режиссерах современного европейского кино. В фокусе внимания весьма заметный французский режиссер Клер Дени.

 Не могу уснуть(1994) J'ai pas sommeil
Не могу уснуть(1994) J'ai pas sommeil

Не все фильмы продублированы, но первый в доступе. Это картина "Не могу уснуть" (1994). В фильме снимается Екатерина Голубева, которая сделала неплохую карьеру в европейском кино. Она играет девушку из Литвы, которая приехала покорять Париж и обитает в маргинальной среде французской столицы. Собственно эта среда, сама жизнь в неспешном протекании и есть содержание фильма. Одновременно происходят преступления, их расследования. В результате получается неглупо сделанный триллер, хотя по ходу фильма вы находитесь в атмосфере бытовой драмы. Клер с самого начала карьеры интересует, как растворить зрителя в атмосфере фильма, не выделяя главную сюжетную линию, более того - сюжетные линии равноправны и развиваются отдельно. Клер больше не будет снимать фильмы, которые легко воспринимаются зрителем, за исключением одного. Она окажется в ряду режиссеров Новой Новой Волны рядом с Ассайасом, Гранрийе и другими. Ее будут остро интересовать формальные решения, способ передачи на экране своего видения.

 Хорошая работа(1999) Beau travail
Хорошая работа(1999) Beau travail

Второй доступный фильм - "Хорошая работа" (1999) с участием Дени Лавана, посвящен будням Иностранного легиона на африканском континенте. Сюжет прост - внутренний конфликт в подразделении. Особенность этой работы - глубокое погружение в африканскую жизнь, причем со знанием вопроса: Клер Дени выросла в Африке. Кажется, фильм и сделан для того, чтобы погрузиться в этот специфический континентальный мир с его людьми, природой, ландшафтами. Конфликты между легионерами иногда фиксируются формальными приемами: Дени как будто приелся обычный повествовательный фильм, это будет все более заметно в дальнейшем.

 Что ни день, то неприятности(2001)
Trouble Every Day
Что ни день, то неприятности(2001) Trouble Every Day

Картина "Что ни день, то неприятности" (2001) вводит Клер Дени в группу довольно жестких экспериментаторов. В сюжете присутствует элемент фэнтези: герой фильма стал жертвой эксперимента одного ученого и хочет сьесть свою жену или любой обьект своего желания, что, разумеется, еще хуже. У героя, естественно, много вопросов к ученому. Развитие сюжета окажется довольно неожиданным по меркам драмы, но по меркам жанрового кино - довольно ожидаемым. Здесь важно то, каким образом Дени передает развитие действия - оно растворяется в напряженных диалогах, конфликтах, она совсем не стремится быть понятной. Её определенно интересует насилие и сама атмосфера непредсказуемой агрессии. Это точно совпадает с большой волной во французском кино тех лет, когда, как сговорившись, самые разные режиссеры окунулись в волну насилия и жестокости. Дени все чаще приближает камеру к происходящему и создает довольно душную атмосферу. Ее все меньше интересует массовый зритель, она создает своего.

 Пятница, вечер(2002)
Vendredi soir
Пятница, вечер(2002) Vendredi soir

Новый фильм усиливает это ощущение - "Пятница, вечер" (2002). Попавшая в длиннейшую пробку машин женщина оказывается вовлечена в лирические отношения с человеком, который попросту сел в её машину. Немногословный фильм мог иметь своим началом любое событие, человеческие отношения здесь погружены в цвет, свет, интерьер, и представляют собой скорее сумму взглядов и жестов, чем какую-то телесную историю. Дени создает свою атмосферу, своего зрителя. К традиционному фильму этот импрессионизм уже имеет мало отношения.

В двух следующих картинах Клер Дени дорисует свой неповторимый стиль. Первая - "Незваный гость" (2004) - наиболее радикальная работа. Здесь герой готовится к замене своего больного сердца на молодое посредством операции. Одновременно он отправляется на поиски своего исчезнувшего сына. Здесь надо быть готовым к восприятию фильма, в котором герои не равны себе буквально через несколько сцен. Такое ощущение, что режиссер воплощает идею одиночества, неприкаянности, чувство потери близких. Между тем как сам потерянный сын в кадре почти отсутствует. Места пребывания камеры - от Европы до острова Таити через Корею. Таити, наверно, неслучайно - здесь гогеновский мотив. Вряд ли это сюрреализм, но это точно не реализм. Фильм рассчитан на зрительское соучастие и воспроизведение и наиболее экспериментальный во всей фильмографии.

 35 стопок рома(2008)
35 rhums
35 стопок рома(2008) 35 rhums

Фильм "35 стопок рома" (2008) дал престиж Клер Дени и даже мировую популярность. Хотя воспринимается он не намного легче, чем предыдущие вещи. Но это несомненный реализм. Здесь дочь постепенно покидает дом отца, выходя замуж. Сдержанная, эмоционально скупая картина по своей фабуле отсылает к знаменитому фильму Одзу "Поздняя весна". В фильме ничего не обьясняется о происходящем, даже функции героев не сразу понятны. Это поток жизни, близкий к документальному свидетельству. Пожалуй эта работа более всего похожа на фильм-погружение наподобие северо-европейцев. Но колорит фильма определенно южный, он не просто КАК сделанный, но и о КОМ - о жителях Парижа начала 21 века. Это сплошь выходцы из Африки. И режиссер подчеркивает этот момент, полностью погружаясь в их поток жизни, от дома до мест собраний и вечеринок. Свои привычки, взгляды, ритуалы, мечты - это новый Париж вчерашних цветных эмигрантов. При всей трудности восприятия этот фильм был очень хорошо принят во всем мире.

Это была первая часть фильмографии Клер Дени. Приятного просмотра.