Поездку в Сербию я планировал довольно долго, но все как-то "звезды не сходились", чтобы побывать в "сердце" бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). Причин посетить эту балканскую страну было несколько, но одной из главных целей конечно же был интересующий меня югославский автопром.
Изучая тему истории автомобильной промышленности бывших стран социализма и Югославии в частности, мне пришлось столкнуться с довольно скудным исходным материалом: проспекты, фотографии, немногочисленные (и порой противоречивые) публикации в постюгославском сегменте интернета и российских печатных источниках, а также труднодоступность какой-либо литературы на тему истории югославского автопрома.
И вот для очередной поездки в поисках уцелевших автоартефактов Made in Yugoslavia выбор пал на Сербию, страну с наибольшей численностью населения и наиболее развитой промышленностью среди республик бывшей СФРЮ.
Ожидания увидеть в Сербии то, что рассчитывал увидеть, не обманули - грузовики и автобусы TAM, грузовики FAP, грузовые и легковые автомобили Zastava, автобусы Sanos и Ikarbus, а также ряд сербских автомобильных марок постсоциалистического периода. В общем, вся эта ностальгическая атмосфера была бальзамом на душу для человека, неравнодушного к безвозвратно ушедшей эпохе, когда вода была мокрее, трава зеленее, а сахар слаще.
Однако не меньшее удивление у меня вызвало не только обширное автомобильное наследие эпохи Иосипа Броз Тито, но и встречающиеся на улицах сербской столицы - Белграда - грузовики, автобусы и троллейбусы российского и белорусского производства.
Итак, какой отечественный транспорт работал в Белграде на момент моей поездки в 2014 году.
В первую очередь, это конечно же троллейбусы и городские автобусы. Сказать, что они там часто встречались - не сказать ничего. Троллейбусы там были исключительно наши, двух производителей - "Тролза" и "Белкоммунмаш", ничего другого там в принципе не имелось. Белград является единственным городом в Сербии, в котором существует троллейбусное движение. Подвижной состав столицы на 100% тогда был укомплектован троллейбусами белорусского и российского производства. По данным компании "Белкоммунмаш", на тот момент в регулярной эксплуатации в Белграде находилась 131 единица троллейбусов, в том числе 115 - марки "Белкоммунмаш".
Сотрудничество предприятия "Белкоммунмаш" с сербской столицей в области обновления подвижного состава городского транспортного началось в 2002 году. Тогда для города было закуплено 10 троллейбусов модели БКМ-20101, оборудованных контакторно-резисторной системой управления тяговым двигателем постоянного тока, большая часть из которых в 2014 году, на момент моего посещения Белграда, была на ходу и в хорошем техническом состоянии. В дальнейшем, в связи с необходимостью обновления техники на маршрутах с особо большим пассажиропотоком, в 2004 году Белград закупил 12 "гармошек" модели БКМ-33304. Дальнейшее сотрудничество между белорусским производителем троллейбусов и столицей Сербии осуществлялось в период с 2005 по 2010 год. Тогда для нужд ГСП "Београд" было поставлено 93 единицы техники, а именно 10 единиц троллейбусов модели БКМ-32104С и 83 низкопольных троллейбуса модели БКМ-32100С.
Троллейбусы "Тролза" в Белграде представлены скромнее. Их, по официальным данным производителя из Энгельса, в сербской столице работало 13 единиц: среди них - сочлененных Тролза-62052.01 (Тролза-62052Б) - 10 машин и одиночных ЗиУ-682Г-016 - 3 машины. По полученной мною на тот момент информации от ЗАО "Тролза", за последние годы поставки троллейбусов "Тролза" в Сербию не осуществлялись.
В автобусном сообщении Белграда массово использовались ЛиАЗы и МАЗы (последние - в наибольшей степени).
Ликинские автобусы были представлены единственной моделью - ЛиАЗ-5256 (официальных данных о поставках автобусной техники от Группы "ГАЗ" получить не удалось, а посему буду отталкиваться от увиденного). Судя по внешнему виду встречавшихся в городе автобусов, вероятно все они из одной поставки, скорее всего, не старше двух-трех лет, и в 2014-м выглядели очень свежо. Окрашены стандартно: бордовые полосы на белом фоне, принадлежали транспортной компании Grupa "Beobus" d.o.o.
Наиболее широкое распространение в Белграде получили автобусы Минского автозавода - моделей МАЗ-103 и МАЗ-203. МАЗы на улицах встречаются, пожалуй, ненамного реже, чем самые массовые сербские автобусы Ikarbus. По официальным данным, предоставленным ОАО "МАЗ", за период с 2010 по начало 2016 года в Сербию было поставлено 90 единиц автобусов МАЗ-203 и 35 единиц МАЗ-103. Последние поставлялись только в 2011 и 2013 годах.
В городе можно было встретить МАЗ-103 и с ранним вариантом дизайна, и с поздним - с измененной передней маской и некоторыми другими отличиями. Автобусы принадлежали разным транспортным компаниям, среди них - ГСП "Београд", Cudric d.o.o., Grupa "Beobus" d.o.o., Grupa privatni autoprevoznici d.o.o. И это только те, что удалось запечатлеть на фотоаппарат.
Автобусы МАЗ поставлялись в ту пору в Сербию как комплектные, так и в виде машинокомплектов. На территории Сербии у Минского автозавода тогда был партнер - компания Vuloviс transport d.o.o., базирующаяся в городе Крагуевац. Помимо того, что фирма осуществляла пассажирские автобусные перевозки, она являлась официальным дилером МАЗа на территории Сербии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Черногории, Македонии и Албании, предлагая покупателям автобусы, грузовики и прицепную технику МАЗ. Кроме того, на своих производственных площадях фирма выполняла сборку минских автобусов и грузовиков. Сотрудничество с минчанами началось в 2005 году, в 2006 году был подписан контракт на сборку первых грузовиков МАЗ в Крагуеваце. Кстати, на автобусах, собранных на Vuloviс transport, вместо мазовской эмблемы стоит собственная эмблема в виде головы быка и слово "БИК", написанное на кириллице ("бик" в переводе с сербского означает - "бык").
От автобусов и троллейбусов перейдем к грузовой тематике.
Наши грузовики в Белграде есть, хотя, и не в таком большом количестве, как пассажирский транспорт. В основном, попадались "ГАЗели" ранних модификаций - бортовые и фургоны с одинарной и двухрядной кабинами, цельнометаллические фургоны, а вот "ГАЗель Бизнес" не удалось встретить ни одного экземпляра. Все машины, которые довелось увидеть, по большей части (судя по внешнем виду) отработали уже немало лет.
Вот как прокомментировала свою работу на рынке Сербии Группа "ГАЗ". За последние 15 лет (до 2016 года) в Республику Сербия было поставлено около 1000 автомобилей марки ГАЗ. Практически все из них - автомобили "ГАЗель" разных модификаций. С августа 2015 года в Сербии началась системная реализация автомобилей "ГАЗель NEXT" в грузовой и грузопассажирской модификациях, а также в версии шасси под специальные надстройки. Машины поставлялись также в Боснию и Герцеговину, Черногорию и Македонию. Официальным дистрибьютором марки ГАЗ в этих странах тогда являлась компания Verano Motologistic.
В Сербии российский грузовой автопром представлен не только легким классом. Тяжеловесы КАМАЗ также имеют место быть. Конечно, на белградских улицах камские грузовики не мелькают на каждом шагу, за неделю мне попался всего один самосвал КАМАЗ-6520, но честно признаюсь, что далеко не все проведенное в сербской столице время я посвящал промзонам, где вероятность увидеть тяжелый грузовик гораздо выше. Как отмечает пресс-служба ПАО "КАМАЗ", с середины 2000-х по середину 2010-х годов в Сербию официальными дилерами было поставлено более 300 грузовиков. Также стоит отметить существующие поставки автомобилей в Сербию и страны бывшей Югославии по неофициальным каналам, суммарно оцениваемыми камским производителем около 250-300 единиц за 10 лет.
Как следует из официального ответа ПАО "КАМАЗ", полученного мной, поставки шасси и самосвалов КАМАЗ осуществлялись для нужд ряда сербских компаний, обеспечивая потребности различных отраслей народного хозяйства республики (муниципалитетов, строительного, нефтегазодобывающего и горнодобывающего сектора), в том числе на уже реализуемых государственных двусторонних инфраструктурных объектах на территории Сербии, таких как проекты нефтедобычи "ЯдранНафтагаз", СП "Зарубежнефть" и NIS. С учетом наличия тесных связей в деловых кругах руководство КАМАЗа оценивает рынок Сербии и стран бывшей Югославии как один из важнейших.
С минскими грузовиками мне не суждено было повстречаться в Белграде. Однако, как уже я отмечал выше, в Сербии работал официальный дилер Vuloviс transport d.o.o., который не только торговал МАЗами, но и собирал их из машинокомплектов. И это, надо заметить, не единственный дилер МАЗа в Сербии. Согласно официальным данным, которые предоставило ОАО "МАЗ", за период с 2010 по начало 2016 года в Республику Сербия был поставлен 31 минский грузовик. Среди них - 15 самосвалов МАЗ-650119, 10 полноприводных самосвалов МАЗ-6317Х5, 5 полноприводных шасси МАЗ-6317Х5 (для установки цистерн для воды и топлива), а также один машинокомплект МАЗ-5340V4 .
Помимо пассажирского и грузового транспорта в Белграде имелся весьма приличный парк легковых автомобилей российского производства. Правда, кроме ВАЗов ничего другого мне не довелось встретить. Что интересно, "Лады" популярны не только у индивидуальных владельцев, им находится применение в коммерческой и государственной сферах. Так, в поле зрения моей фотокамеры оказалась бронированная "Нива-Бронто". Также наши "Лады" используются в такси. Свой вклад ВАЗы вносят в обслуживание медицинских учреждений. А вот самая экзотичная "Лада" встретилась на территории полицейского участка - грузопассажирский фургон на длиннобазном ВАЗ-2105. По информации, полученной от моих сербских товарищей, удлиненные версии фургонов, а также универсалов на базе ВАЗовских машин строили в Сербии на заводе Zastava. Такая легкая коммерческая техника использовалась в медицинской службе, в полиции, и в ритуальных услугах.
Кстати сказать, мое знакомство с образцами отечественного машиностроения в Сербии не ограничилось только автомобилями и троллейбусами. На железнодорожном вокзале Белграда довелось повстречать электропоезд Рижского вагонзавода. Табличка, установленная на головном вагоне электрички, гласила, что поезд RVR серии 412/416 был выпущен в 1987 году.
Моя недельная поездка в Сербию пролетела как один день, но остались яркие впечатления от того, что удалось здесь увидеть, а также больше узнать об этой дружественной стране. Например, что общего между русскими и сербами, и что нас отличает, и почему между Сербией и Россией не может быть границ. И, конечно же, автомобильное наследие эпохи Иосипа Броз Тито... Но об этом в другой раз.
На этом мои путешествия по бывшим странам социализма не заканчиваются. Увлекательные поиски продолжаются. Впереди вас ждет много интересного!
ТАКЖЕ ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ ОДИН РЕПОРТАЖ ИЗ БУДАПЕШТА: "Наш транспорт в Венгрии. Что мне довелось увидеть".
ЕЩЕ ИЗ БУДАПЕШТА: "Наши "Метеоры", "Восходы" и "Полесье" успешно работают в Венгрии. Съездил, показываю".
И ИЗ ХОРВАТИИ: "Как я нашел советские тракторы в Хорватии. И не только их..."
Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.