Найти тему
Мир кораблей

Смелость города не всегда берёт. Почему сражение при Коронеле обернулось для англичан катастрофой?

Оглавление

В годы Первой мировой войны Королевский флот Великобритании, несмотря на возросшие силы Кайзерлихмарине, оставался доминирующей силой на морских просторах. Однако в южной части Тихого океана ситуация обстояла с точностью до наоборот. Германской «эскадре южных морей» вице-адмирала Максимилиана фон Шпее противостояли крейсеры адмирала Кристофера Крэдока, уступающие в численности и качестве. Первого ноября 1914 года у берегов Чили прогремело сражение при Коронеле, последствия которого нанесли существенный урон престижу Королевского флота.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

Британское Адмиралтейство с самого начала войны не считало южную часть Тихого океана театром боевых действий: в этом районе не было ни радиостанций, ни заправщиков. Кроме того, берега Южной Америки защищали лишь слабые шлюпы. Однако всё изменилось в сентябре 1914 года. Англичане, получив сообщение о появлении германской эскадры в южных водах, начали немедленно наращивать силы.

Соотношение сил

Командующим британскими кораблями был назначен контр-адмирал сэр Кристофер Крэдок. В его распоряжении имелись два броненосных крейсера Good Hope и Monmouth, броненосец Canopus, лёгкий крейсер Glasgow и вспомогательный крейсер Otranto. Германская #эскадра состояла из двух «больших крейсеров» — Scharnhorst и Gneisenau, и трёх лёгких — Leipzig, Nürnberg и Dresden.

Немецкая «эскадра южных морей» под командованием Максимилиана фон Шпее. SMS Scharnhorst — флагман вице-адмирала
Немецкая «эскадра южных морей» под командованием Максимилиана фон Шпее. SMS Scharnhorst — флагман вице-адмирала

Несмотря на усиление присутствия в южной части океана, английская эскадра всё ещё значительно уступала германской. Экипажи кораблей состояли по большей части из резервистов, чья боевая подготовка проходила в ускоренном темпе.

На вооружении каждого из германских тяжёлых крейсеров состояло восемь 210-мм и шесть 150-мм орудий, тогда как у английского Good Hope — лишь два 234-мм и шестнадцать 152-мм орудия. Monmouth и вовсе не имел крупнокалиберных орудий: вся его #артиллерия состояла из 152-мм пушек, эффективность которых в снайперской дуэли была крайне низкой.

Броненосец Canopus, вступивший в строй ещё в 1899 году, хоть и имел солидное вооружение, уступал крейсерам в скорости. Вспомогательный крейсер Otranto почти не имел никакой ценности в бою: на его вооружении состояло лишь восемь 120-мм орудий (в залпе получалось по три на борт). Изначально предполагалось усилить соединение Крэдока броненосным крейсером Defence с опытным экипажем.

Броненосный крейсер HMS Good Hope. Назван в честь мыса «Доброй надежды». Флагман контр-адмирала Кристофера Крэдока
Броненосный крейсер HMS Good Hope. Назван в честь мыса «Доброй надежды». Флагман контр-адмирала Кристофера Крэдока

Одной из главных причин грядущей катастрофы, помимо соотношения сил, являлось качество связи и личностные качества Кристофера Крэдока. Из-за отсутствия радиостанций связь осуществлялась через телеграфы, что приводило к большой задержке между сообщениями. Получив одобрение штаба о сборе кораблей в Порт-Стэнли на Фолклендах, контр-адмирал отдал приказ кораблям выйти на перехват германской эскадры.

Первыми Порт-Стэнли покинули крейсеры Monmouth, Glasgow и Otranto. Good Hope присоединился к ним позже. Canopus, который, по мнению Крэдока, являлся балластом, остался в тылу. Решению о разделении сил способствовало то, что контр-адмирал до последнего надеялся на прибытие броненосного крейсера Defence.

«Ссылаясь на приказания в телеграмме Адмиралтейства, полученной 7 октября, отыскать неприятеля и наше желание скорейших успехов, считаю, что будет невозможно отыскать и разбить неприятельскую эскадру, действуя совместно с тихоходным броненосцем Canopus. Canopus оставляется мной для конвоирования угольщиков. Приказал Defence после приёма угля в Монтевидео присоединиться ко мне...».

— телеграмма адмирала Крэдока, которая, скорее всего, не дошла до Адмиралтейства.

Однако Defence так и не присоединился к силам Крэдока: #корабль остался в Монтевидео, где формировалась вторая английская эскадра. Таким образом, соединение контр-адмирала уступало противнику не только в качестве, но и в численности. Ситуацию осложнял и тот факт, что адмирал не имел чёткого плана действий. Glasgow и Otranto вообще не получили никаких распоряжений и действовали по своему усмотрению.

Вице-адмирал фон Шпее подошёл к бою более ответственно. Восемнадцатого октября состоялось совещание командиров кораблей, на котором обсуждался план возможного сражения. Броненосным крейсерам предстояло вести бой на расстоянии 4-5 миль, а лёгкие крейсеры играли лишь вспомогательную роль.

Неожиданная встреча

Ночью первого ноября фон Шпее получил радиограмму от судна снабжения об обнаружении британского лёгкого крейсера у Коронеля. Германская эскадра вышла на его перехват, однако Glasgow покинул бухту утром того же дня. Присоединившись к своей эскадре, он доложил, что в этом районе находится Leipzig. Крэдок решил отрезать его от основных сил и отдал приказ идти на северо-восток.

В два часа дня английский #крейсер обнаружил Leipzig. Немцы же, в свою очередь, обнаружили Glasgow, который и намеревались уничтожить. Через пару часов англичане увидели на горизонте столбы дыма — это была вся германская эскадра. Немцы не спешили сближаться, так как фон Шпее ждал заката, на фоне которого корабли Крэдока превратились бы в идеальную мишень. На руку ему играл и ветер, который осложнял прицеливание английским артиллеристам.

Вице-адмирал Максимилиан фон Шпее и контр-адмирал сэр Кристофер «Кит» Крэдок
Вице-адмирал Максимилиан фон Шпее и контр-адмирал сэр Кристофер «Кит» Крэдок

Казалось бы, в таких условиях единственно верным решением для британцев было отступление. Благодаря преимуществу в скорости, хоть и не особо большому, английские корабли могли уйти в любом направлении и избежать потерь. Однако контр-адмирал Крэдок пренебрёг всеми инструкциями и здравым смыслом. Будучи решительным и храбрым флотоводцем, он всё же приказал идти на сближение и как можно скорее выйти на дистанцию стрельбы 152-мм орудий. Место во главе английской колонны занял Good Hope — флагман контр-адмирала.

Адмирал фон Шпее, оценив свои силы, решил принять вызов. На броненосном крейсере Scharnhorst был поднят сигнал «Преследовать противника». К шести часам вечера обе эскадры шли сходящимися курсами. В семь часов эскадры сблизились, и, когда силуэты английский кораблей обрисовал закат, фон Шпее отдал приказ открыть огонь.

Первыми в #бой вступили броненосные крейсеры обеих эскадр. Scharnhorst выбрал в качестве цели Good Hope, а GneisenauMonmouth. Двенадцати 210-мм орудиям противостояли лишь две 234-мм и семь 152-мм пушек. Каждые 15 секунд на Good Hope обрушивался град снарядов. Несмотря на сильную качку, немецкие артиллеристы добились нескольких попаданий: 234-мм башня Good Hope была взорвана практически сразу.

Карта-схема сражения при Коронеле
Карта-схема сражения при Коронеле

Орудия Monmouth вели частый огонь, но из-за большого расстояния не могли поразить цель. Спустя несколько минут на его палубе вспыхнул пожар: Gneisenau добился попадания 150-мм фугасом. Немецкие лёгкие крейсеры отставали от основных сил, но их боевая эффективность из-за сильной качки была довольно низкой. То же самое касалось Glasgow и Otranto — они вели периодический огонь, который из-за сильного волнения на море был неэффективным. Тем не менее немцы добились шести попаданий в Glasgow.

Горечь поражения

Исход сражения решился за 10 минут. Английские броненосные крейсеры получали одно попадание за другим, палубы охватило несколько пожаров. Вскоре стрельба англичан стала беспорядочной, и фактически они превратились в мишени.

Scharnhorst сократил дистанцию и зарядил бронебойные снаряды. Спустя 50 минут с начала сражения на флагмане контр-адмирала Крэдока поднялся столб пламени, и прогремел взрыв между грот-мачтой и четвертой трубой. В кромешной темноте, которая освещалась лишь пожарами и вспышками взрывов, никто не увидел, как Good Hope скрылся под водой. Он затонул вместе со всем экипажем, включая контр-адмирала.

Такая же участь ждала и Monmouth. Из-за множества фугасных попаданий его быстро охватил огонь. Он также получил крен на левый борт и дифферент на нос и в итоге вышел из боя, скрывшись в темноте. Командир Glasgow, оценив свои силы, решил спасти свой корабль от гарантированного уничтожения и приказал покинуть район.

«Очень больно было бросать Monmouth, но я не видел, что ещё мог сделать наш капитан...».

— воспоминания старшего артиллериста крейсера Glasgow.

Monmouth держался на плаву ещё полтора часа, когда его случайно обнаружил Nürnberg. Несмотря на предложение о сдаче, англичане не спустили флаг и продолжили бой. Немецкие артиллеристы точным и частым огнём разворотили борт британского корабля. В 21:28 Monmouth пошёл ко дну. Немцы не предприняли попыток спасти утопающих, так как считали, что бой продолжается. Выжившие английские #моряки погибли в ледяной воде.

Эскадра фон Шпее после сражения при Коронеле в порту Вальпараисо. 3 ноября, Чили
Эскадра фон Шпее после сражения при Коронеле в порту Вальпараисо. 3 ноября, Чили

Неутешительные итоги

Английская эскадра контр-адмирала Кристофера Крэдока была разгромлена наголову. Немецкие корабли получили несколько попаданий, которые практически не сказались на боеспособности. В ходе сражения были уничтожены два английских броненосных крейсера и повреждён один лёгкий. Glasgow и Otranto сумели спастись, так как немцы их не преследовали.

Исход сражения при Коронеле во многом зависел от действий адмирала Крэдока. Традиция не спускать флаг перед превосходящими силами противника, которой контр-адмирал был верен до конца, была оплачена жизнями 1654 человек. Невзирая на самоубийственный характер атаки, британские моряки продемонстрировали своё мужество, что отмечалось и немцами.

По иронии судьбы в декабре 1914 года, спустя месяц после грандиозной победы, уже корабли фон Шпее приняли бой в неравных условиях. Мощное английское соединение адмирала Доветона Стэрди без потерь уничтожило немецкую «эскадру южных морей», расквитавшись за поражение при Коронеле.

-8

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы