Здравствуй, читатель. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)
На своем канале я уже писала о речевой слуховой агнозии, при которой ребенок не способен различать речь. При данном нарушении может сложиться впечатление, что ребенок не понимает обращенную речь.
Сегодня же я хотела рассказать о другом нарушении восприятия (гнозиса) – БУКВЕННОЙ АГНОЗИИ.
Итак, хотелось бы напомнить, что агнозия - это нарушения восприятия нашим мозгом чего-либо.
Как и при речевой слуховой агнозии, при буквенной агнозии страдают вторичные поля коры головного мозга. Как это происходит?
У ребенка сохранен зрительный анализатор, т.е. он способен увидеть ту букву, которую ему показали, однако из-за нарушения он не может понять, почему вот эта закорючка и звук "б" - это одно и то же.
То есть при агнозии нарушено понимание воспринимаемого объекта! В данном случае - букв!
При этом ребенок спокойно может скопировать букву, но назвать и узнать букву он не может. Соответственно такие дети не могут овладеть навыком чтения и письма!
Очень важно данное нарушение отличать от других нарушений, поэтому необходимо проводить комплексную диагностику.
Диагностика буквенной агнозии включает в себя:
1. диагностику кистевого-пальцевого праксиса;
2. диагностику артикуляционного праксиса;
3. диагностика зрительного гнозиса (зашумленные изображения, наложенные изображения, затем, по тому же принципу буквы);
4. диагностику фонематических процессов;
5. диагностика идеограмного чтения (написание хорошо знакомых слов, без осознания их логического смысла, например, свое имя);
6. диагностика "Подпиши картинку";
7. чтение слов, предложений и небольших текстов;
8. письмо под диктовку.
В диагностике так же красной нитью идет проверка высших психических функций (память, внимание, мышление, речь).
Данное нарушение может поддаваться коррекции, особенно если оно не осложнено органическим поражением головного мозга.
В коррекцию обязательно входят нейропсихологические и логопедические занятия.
Работу обязательно начинать с выпавшего звена, то есть если ребенок провалил диагностику еще на этапе общего праксиса, то работа начинается с этого. Для успешной коррекции не следует пропускать, на первый взгляд, не имеющие отношения к нарушению пробелы в развитии.
При грубых нарушениях можно начинать с глобального чтения, и только потом уменьшать лексическую единицу слово - слог - звук. При легкой степени буквенной агнозии, можно попробовать начать работу с оптического образа буквы.
Помните о том, что работа над буквенной агнозией - это кропотливый труд, который требует терпения не только от специалиста и ребенка, но и от родителей.
Спасибо, что дочитали! А ваш ребенок, в каком возрасте научился читать?
Другие мои статьи:
Что может насторожить родителей в психическом развитии ребенка (с 3-х месяцев до полутора лет)
Что может насторожить родителей в психическом развитии ребенка. Часть 2 (от полутора до трех лет)
О том, как ребенок может не понимать обращенную речь
#дети #развитие ребенка #обучение #нейропсихология #дефектология