Найти тему

"Смотрю в книгу - вижу..." или несколько слов про буквенную агнозию

Оглавление

Здравствуй, читатель. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)

На своем канале я уже писала о речевой слуховой агнозии, при которой ребенок не способен различать речь. При данном нарушении может сложиться впечатление, что ребенок не понимает обращенную речь.

Сегодня же я хотела рассказать о другом нарушении восприятия (гнозиса) – БУКВЕННОЙ АГНОЗИИ.

Итак, хотелось бы напомнить, что агнозия - это нарушения восприятия нашим мозгом чего-либо.

Как и при речевой слуховой агнозии, при буквенной агнозии страдают вторичные поля коры головного мозга. Как это происходит?

У ребенка сохранен зрительный анализатор, т.е. он способен увидеть ту букву, которую ему показали, однако из-за нарушения он не может понять, почему вот эта закорючка и звук "б" - это одно и то же.

То есть при агнозии нарушено понимание воспринимаемого объекта! В данном случае - букв!

При этом ребенок спокойно может скопировать букву, но назвать и узнать букву он не может. Соответственно такие дети не могут овладеть навыком чтения и письма!

Очень важно данное нарушение отличать от других нарушений, поэтому необходимо проводить комплексную диагностику.

при буквенной агнозии ребенок не способен овладеть чтением.
при буквенной агнозии ребенок не способен овладеть чтением.

Диагностика буквенной агнозии включает в себя:

1. диагностику кистевого-пальцевого праксиса;

2. диагностику артикуляционного праксиса;

3. диагностика зрительного гнозиса (зашумленные изображения, наложенные изображения, затем, по тому же принципу буквы);

4. диагностику фонематических процессов;

5. диагностика идеограмного чтения (написание хорошо знакомых слов, без осознания их логического смысла, например, свое имя);

6. диагностика "Подпиши картинку";

7. чтение слов, предложений и небольших текстов;

8. письмо под диктовку.

В диагностике так же красной нитью идет проверка высших психических функций (память, внимание, мышление, речь).

Данное нарушение может поддаваться коррекции, особенно если оно не осложнено органическим поражением головного мозга.

В коррекцию обязательно входят нейропсихологические и логопедические занятия.

развитие зрительно восприятия (необходимо закрасить квадраты и треугольники, где только 5 точек, угадать, что получилось.)
развитие зрительно восприятия (необходимо закрасить квадраты и треугольники, где только 5 точек, угадать, что получилось.)

Работу обязательно начинать с выпавшего звена, то есть если ребенок провалил диагностику еще на этапе общего праксиса, то работа начинается с этого. Для успешной коррекции не следует пропускать, на первый взгляд, не имеющие отношения к нарушению пробелы в развитии.

При грубых нарушениях можно начинать с глобального чтения, и только потом уменьшать лексическую единицу слово - слог - звук. При легкой степени буквенной агнозии, можно попробовать начать работу с оптического образа буквы.

Помните о том, что работа над буквенной агнозией - это кропотливый труд, который требует терпения не только от специалиста и ребенка, но и от родителей.

Спасибо, что дочитали! А ваш ребенок, в каком возрасте научился читать?

Другие мои статьи:

Что может насторожить родителей в психическом развитии ребенка (с 3-х месяцев до полутора лет)

Что может насторожить родителей в психическом развитии ребенка. Часть 2 (от полутора до трех лет)

О том, как ребенок может не понимать обращенную речь

#дети #развитие ребенка #обучение #нейропсихология #дефектология