Представим на минуту жизнь нашего далекого косматого предка, полную опасностей и забот. Раненый могучий вепрь умчался, унося в боку его единственное копье. Что же теперь делать? И вот, незадачливый охотник срывает со стены пещеры огненно-рыжую лисью шкуру и бежит к знакомому базальтовых дел мастеру для обмена. У того, конечно же, есть искомое орудие, но вот незадача — цвет шкурки не к лицу его подруге, и он обменяет копье только на чернобурую.
Впереди маячит длительный бартерный процесс по добыче дефицита. Таких казусов, видимо, происходило предостаточно, пока некто мудрый не изобрел универсальное средство для расчетов. Это были деньги. И пусть ими могли служить ракушки, сиреневые камушки или головки недозрелого мака. Изготовитель теперь мог обозначать стоимость изделия во вполне определенных единицах.
Отпала надобность в бесконечном бартере, и образовалась цепочка: товар — цена — деньги. Конечно, это шутка, но с определенной долей серьезности, а именно — производитель назначает цену своему изделию.
Так кто же главный регулировщик цен в СССР?
Эта цепочка, в принципе, сохраняется и до нынешнего времени. В СССР в роли производителя выступало само государство. Но не напрямую. Нормативы разрабатывали промышленные предприятия по государственным рекомендациям. Не станем заострять внимание на алгоритмах ценообразования, они были довольно сложные.
Важно главное: все проекты обязательно утверждало Министерство, а на оптовые товары цены устанавливал Госкомцен СССР, принимая во внимание запланированную себестоимость товара, куда были включены все материальные и трудовые затраты.
Разумеется, что проверить запланированные нормативы было невозможно, так как они включали в себя сотни тысяч категорий продукции, технологий, производственных операций. В этом случае проекты предоставлялись с немалым запасом.
Закладывалась запланированная прибыль. Это аспект имел довольно негативную сторону — предприятиям для выполнения плана было абсолютно невыгодно снижать себестоимость товаров. Формула проста: чем выше затраты, тем выше себестоимость, а, стало быть, и цена конечного продукта.
Разница в ценах на товары
Что интересно, на некоторые категории товаров цены были существенно занижены. К ним можно отнести товары социального значения:
- хлеб
- молоко
- различные крупы
- сахар
- соль
- коммуналку
- проезд в общественном транспорте
Очень недорогой была и детская одежда. Практически торговля этими товарами велась в убыток государству. Но оно шло на такой невыгодный шаг из идеологических и политических соображений.
Дешевизна бензина
Точно так же обстояло дело и с ценами на топливо. На всех заправочных станциях тарифы были едиными и для частных водителей, и для государственного транспорта.
Разница была лишь в том, что частные автовладельцы платили за бензин наличными, а государственным выдавались талоны.
Несколько выше были только тарифы в регионах Севера, то есть в них включалась и стоимость его доставки. И даже при всем при этом, цены на топливо можно назвать смешными. Для примера — сколько стоили 10 (десять!) литров бензина различных марок по прейскуранту 1969 года:
- АИ-93 — 90 коп.;
- АИ-98 — 95 коп.;
- А-72 — 70 коп.;
- А-76 — 75 коп.
Как компенсировался разброс цен
Социальный пакет был заметно дешев, но компенсировался высокими ценами на так называемые предметы роскоши. К ним относились:
- коньячная и водочная продукция;
- автомобили;
- телерадиоаппаратура;
- икра ценных пород рыб
Между тем, экспортные товары продавались за рубежом гораздо дешевле, чем в стране. Эта неравноценность помогала приобретать нам импортные изделия, которые не производились в советском государстве. Но уже в те времена велась экономическая война против СССР, и некоторые категории товаров в странах Запада и США запрещались к продаже Советскому Союзу.
В общем, ничего нового они не придумали и сегодня, всё те же санкции и запреты. Боевые действия в международных торговых отношениях продолжаются.