Найти тему

Евангелие 10-е, о бесноватом отроке: «И ничего не будет невозможного для вас»

Большую ли веру нужно иметь, чтобы… переставлять горы? Такую же огромную, как сама гора или хотя бы как часть ее? Отнюдь нет. Оказывается, чтобы переставлять горы, достаточно иметь веру величиной… с горчичное зерно (см. Мф. 17:20). Но приобрести такую веру, истинную, основанную на глубоком смирении, — ведь зерно горчичное «меньше всех семян» (Мф. 13:32), — не так просто.

В Неделю (воскресный день) 10-ю по Пятидесятнице на Божественной Литургии Церковь предлагает услышать  отрывок Священного Писания, который называется Евангелием о бесноватом отроке-лунатике (Мф. 17:14-23). Господь и трое Его ближайших учеников только что спустились с горы Преображения, и здесь они встретили человека, чей сын страдал беснованием…

«Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 14-16). В народном сознании с луной связаны представления о том, что величественное ночное светило влияет на поведение людей, усиливая душевные недуги. Это действительно так. Луна влияет на многие физические процессы на земле. Однако святитель Афанасий Великий  (IV в.), комментируя этот евангельский отрывок,  утверждает, что не сама луна являлась причиной страданий бесноватого отрока, а злая сила, которая примешивалась к ней. Луна же, «как матерь питает младенца молоком, так и она все увеличивает в росте туком и росою…»

Почему отец отрока рассказывает, что он уже приводил сына к апостолам, но те оказались бессильными помочь? Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) называет его «весьма неверующим», причем «этот человек возлагает грех своего неверия на учеников, потому что они не были в состоянии исцелить». А блаженный Иероним Стридонский (V в.) напоминает, что решающую роль в получении просимого играет именно вера того, кто просит. «Невозможность исцеления зависит иногда не от бессилия исцеляющих, а от веры тех, которых нужно исцелить, как говорит об этом Господь: «Вера твоя спасла тебя» (Мк. 5:34).

«Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17). Блаженный Иероним сравнивает Спасителя с врачом, Который видит упорство и недисциплинированность пациента и проявляет к нему строгость.  «Он, подобно врачу, который видит, что больного лечили вопреки его наставлениям, несогласно с ними, говорит: «Доколе я буду ходить в дом к тебе, доколе буду тратить усилия на твое лечение, когда я приказываю одно, а ты продолжаешь делать другое?»

«И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (Мф. 17:18). Святые отцы учат видеть в исцелении бесноватого отрока-лунатика не частный случай одержимости и последующего исцеления, а образ страдания и освобождения от страстей души человеческой. Священное Писание имеет много оттенков смысла. Блаженный Иероним, например, считал, что в переносном смысле под лунатиком должно разуметь такого, который «по временам (per horarum momenta) изменяется в отношении к порокам и не стоит твердо в начатом, но то усиливается, то ослабевает: то бросается в… огонь, то... в воды…».

«Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:19-20). Известный толкователь Священного Писания Евфимий Зигабен (XII в.) предостерегает от того, чтобы толковать значение слов Спасителя буквально: «Речь Христа нельзя понимать в буквальном смысле. Эта речь образная, указывает на возможность достижения при помощи веры чрезвычайных результатов».

Один из светильников веры XX века праведный Иоанн Кронштадтский тоже видит в словах Христа образ того, какие славные дела возможно осуществить при помощи веры.  «Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при ее посредстве чрезвычайные дела, например, переставлять горы с места на место».

Чтобы понять, о каких горах идет речь, достаточно вспомнить случившееся только что исцеление отрока. Демон вышел из него. Как будто гора (злая сила) сдвинулась с места и перешла на другое.  Конечно, под образом горы следует понимать «гору» пороков и страстей, от которых страдает человечество. Первая и высочайшая среди них — неверие. Накануне революции 1917 года праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Люди нашего века щеголяют, хвалятся неверием! Это ли просвещенный век? Как! Мы обязаны всеми успехами просвещения по всем отраслям – вере нашей, пролившей преизобильный свет в разумы человеческие и во все науки, и мы же отвергаем веру?»

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Самое действенное средство для укрепления в вере — молитва, сопряженная с самоотречением, противодействием силам зла. Вода камень точит. Как бы ни была велика гора, затмевающая для души свет божественной благодати, при помощи молитвы возможно передвинуть ее и освободить путь Господу в сердце человека.

«Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились» (Мф. 18:22-23). Святитель Иоанн Златоуст (V в.) видел в том, что ученики «весьма опечалились» все то же проявление недостатка веры. Они еще не вразумились происшедшим, не увидели пример непоколебимой веры, с которой Господь был готов идти на добровольные страдания. «Это произошло оттого, что они еще не разумели силы слов Христовых». Но если бы апостолы имели веру… величиной с горчичное зерно!

Образ горчичного зерна — символ веры, основанной на смирении. Оно меньше всех семян, «но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом» (Мф. 13:32). Силу зерну произрастать и преображаться дает не человек, а Сам Бог. Церковь напоминает, что вера, посеянная в смиренном сердце, со временем становится весьма крепкой, как впоследствии у апостолов. Через эту веру действует Сам Господь, а для Него действительно нет ничего не возможного.

Опубликовано в газете "Воскресение", Минск