1. Используйте резину одного производителя
Снижение количества переменных упрощает понимание поведения модели. Обычно у производителя не так много разных рисунков и компаундов, можно быстро изучить их, разобраться, какой когда применять. В начале пути спортсмена езда на одинаковой резине поможет больше внимания уделять пилотажу.
Производители резины AKA, Hot Race, Shcumacher, 6MIK, Pro-Line, JConcepts, Sweep, Duratrax, Rush, Insane и многие другие.
2. Планируйте покупку резины заранее
Как говорится, оптом дешевле. Не стесняйтесь участвовать в совместных заказах, берите ответственность на себя и сами организовывайте совместные заказы. Обменивайтесь опытом покупки с другими пилотами, горячие споры просто обязаны привести вас к лучшему пониманию. Используйте финансовое планирование, но это тема отдельной статьи.
Резина, диски, вставки продаются как по отдельности, так и в сборе. Собранные колеса могут быть приклеены (Pre-glued или Pre-Mounted), а могут быть и нет (non glued).
Традиционно в наборе 2 колеса, а не 4. И цена на многих сайтах указана за 2 колеса.
3. Подбираете подходящий рисунок под полотно трассы и его состояние.
Вариантов полотна не так много.
- сухое твердое (утрамбованное)
- сухое твердое с пылью
- сухое твердое с большим количеством пыли
- рыхлая пыльная
- рыхлая мягкая грязь
- мокрые варианты вышеперечисленных
- очень плотная глина, пролитая сахаром (blue groove), в России не используется.
Соответственно, чем больше пыли, тем больше должны быть промежутки между шипами на поверхности резины для эффективного отвода пыли в месте контакта колеса с поверхностью трассы.
Рыхлая трасса обычно требует больших длинных жёстких шипов.
Во влажных условиях на твердой трассе я обычно выбираю резину с частым шипом, чтобы грязь меньше забивалась между шипами. Для лучшего понимания укажу конкретную модель резины - AKA zipps supersoft.
4. Также важно правильно выбрать компаунд
Варианты компаундов:
- твердая резина (hard)
- средней жесткости (medium)
- мягкая (soft)
- супермягкая (supersoft)
- ультрамягкая (ultrasoft)
Также существуют промежуточные варианты long life или long wear. Это более долгоиграющие основные компаунды. Например, super soft long wear.
Пилот делает выбор компаунда в зависимости от температуры воздуха, температуры трека и особенностей трассы. Обычно, от +25 я использую медиум, в диапазоне +15+25 - софт, до 15 суперсофт. Также существует компаунд ультрасофт, использовал такой пару раз, когда на температура в дни соревнований была около +5. Конечно, всегда есть нюансы. Например, иногда медиум резина за счёт своей жёсткости лучше подходит под пыльные условия, хотя по температуре лучше подошёл бы софт (мягкая). Точного объяснения я не знаю, но предполагаю, что более жёсткий шип лучше добирается сквозь пыль до цеплючей поверхности.
Точкой отсчета для выбора компаунда является так называемые tyre charts от производителя резины. В чарте обычно указывается какие составы лучше использовать при какой температуре, а также какие составы лучше использовать в тех или иных условиях.
В качестве примера tyre chart от AKA Racing.
5. Поклейка резины
Уже поклеенная резина это хорошо, но немного экономичнее получается цикл с повторным использованием дисков. В таком случае необходимо прокачивать навыки поклейки резины на диски.
Составляющие успеха:
- обработка резины и дисков крупной наждачной бумагой зернистостью 400 вручную или дремелем
- очистка и обезжиривание склеиваемых поверхностей
- использование хорошего проверенного клея
- использование резинок для поклейки
- использование станка для поклейки
- обязательно пройтись руками по склеиваемым местам и сильно сжать для лучшего склеивания.
6. Подклейка между заездами
Из-за боковых нагрузок резина отклеивается по краю диска. Расклеенная резина - это не повод для схода, но в таком случае нужно вовремя определить проблему и скорректировать стиль вождения, чтобы избежать срывов модели на предельных боковых нагрузках и доехать заезд. А сразу после выделить время и подклеить (и пальцы в клее измазать, конечно же).
7. Продажа резины
Если вы можете себе позволить себе часто покупать новую резину, нет смысла тратить время на расклейку, поклейку. Но огромная просьба - продавайте резину в адекватном состоянии, ее вполне можно использовать на тренировки при ограниченном бюджете.
8. Езда на старой резине
Для лучшего прогресса и понимания рекомендуется использовать новую резину не только в гонке, но и на тренировке.
В случае ограниченного бюджета, если вы привыкли постоянно ездить на стёртой резине, имейте ввиду, новый комплект в финале не убавит вам секунд при прохождении трассы, а скорее добавит. Так как у вас мало опыта работы с новыми комплектами. Резко возросший зацеп будет провоцировать делать непривычные вещи и значительно увеличит количество ошибок.
9. Балансировка колес
Я не гуру балансировки, но топ-пилоты рекомендуют балансировать колеса. Это снизит биение колеса, добавит прогнозируемости в поведение модели, а также уменьшит паразитные нагрузки на узлы подвески, что сократит износ деталей.
10. Использование нескольких комплектов
Зачастую полезно иметь несколько комплектов резины с одинаковым износом. Например, в день соревнований использовать два комплекта, поочередно меняя их каждый заезд. Это поможет избежать необходимости резкого изменения стиля пилотирования в течение дня.
11. Не забывайте делать отверстия в резине для моделей 8-го масштаба
При раскручивании колеса отверстия позволяют сбросить излишнее давление, а также выбросить мелкую пыль, которая неизбежно попадает внутрь, через эти же отверстия или отверстия в дисках.
12. Не мойте колеса
При попадании воды поролоновые вставки намокают, причем неравномерно. Это влечет за собой увеличение разбалансированности колеса, веса колеса, так как поролон плохо сохнет внутри. Также вставка начинает гнить кусками и при резком высушивании засыхает плотными комками. Итого разбалансировка и совершенно неправильная работа вставки.
13. Подписывайте колеса цветным маркером
Маркировка на резине может легко стереться. Знать компаунд очень важно. Запишите его прямо на дисках.
Также помечайте место установки колеса.
Я использую следующую схему
- FL - переднее левое - front left
- FR - переднее правое - front right
- RL - заднее левое - rear left
- RR - заднее правое - rear right
Также можно стрелкой нарисовать с внешней стороны диска стрелку, указывающую направление вращения колеса.
Маркировка нужна для сохранения направления прикатки колеса. Разумеется при определенном износе это уже становится не важно. Переставляйте, как душе угодно.
14. Расклейка колёс
Я рекомендую накопить достаточное количество дисков, чтобы не возникло дефицита. Это ремарка к расклейке.
Для себя выработал следующий алгоритм.
По отверстиям в резине, они у меня обычно по середине плоскости, которая контачит с поверхностью трассы, разрезаю вдоль. Вынимаю вставки. Затем вдоль края диска срезаю половинки. На диске остаётся небольшая полоска резины, которая собственно и была приклеена к диску.
В более менее герметичный пластиковый контейнер большого объёма наливаю немного ацетона и бросаю туда диски. В зависимости от необходимой скорости расклейки количество ацетона может быть разным. Я обычно забываю про диски надолго, смотри ремарку в начале пункта. Затем легко снимаю остатки резины, протираю диски чистой тряпкой смоченной в ацетоне, чтобы придать "товарный вид".
Внимание! Негерметичные контейнеры ни в коем случае нельзя приносить в жилые помещения, так как ацетон легко и быстро испаряется. С другой стороны, если вы не знаете куда деть отработанный ацетон, откройте контейнер на балконе, или на улице и дождитесь полного испарения. Совет так себе, он не соответствует нормам защиты окружающей среды, но поверьте, вылитый ацетон в землю испарится точно также, а утилизировать в специальном месте маленький объем никто не будет. Поэтому балансом в данном случае считаю максимально долгое повторное использование ацетона именно в герметичном контейнере, чтобы исключить испарение. А потом все таки выпарить его из контейнера естественным путем.
15. Взвешивание дисков
В ряде случаев - шоссейные модели и ковровые багги - могу рекомендовать взвешивание колёс. Если одновременно вы клеите (или используете готовые) несколько комплектов, то у вас будет возможность подобрать комплекты так, чтобы на одной оси были колеса с приблизительно одинаковым весом. Это улучшит баланс модели.
16. Хранение резины
Рекомендую хранить резину в родных пакетах (маркируйте пакеты, это важно) или в обычных полиэтиленовых пакетах. Резина понемногу подсыхает. А правильное хранение продлит ей жизнь.
17. Как "беречь резину" в гонке
Зрители формулы 1 и других гоночных серий часто слышат фразы комментатора, что пилот лучше сберёг резину. Хотя мы все знаем, что резина изнашивается и через какое то время просто выбрасывается из-за полного износа.
Но можно растянуть срок полезного использования, применяя нехитрые приемчики.
- использовать более жёсткий состав (это медленнее и иногда можно получить более высокий износ. Требуется тестировать именно на вашем треке и собирать статистику от гонки к гонке)
- контролировать скольжение. Износ напрямую зависит от пробуксовки. Необходим правильный баланс проскальзывания и нагружености на резину. Больше осознанности в использовании скольжения, господа башеры! Шлифуете вы не трассу, а свою резину!
- делать меньше разминочных кругов перед заездом. В разминке вы не выкладываетесь на 101%, темп совсем другой, настрой совсем другой. Используйте разминку рационально.
- если вы заехали на гофру или другое ограждение трассы, не буксуйте и не шлифуйте, ждите маршала. Обычно такие заезды по гофре заканчиваются вырванными шипами и разорванными боковинами. Это явно не способствует экономии резины. Помните, что за каждую шлифовку по гофре вы платите своими деньгами.
- жиже центральный дифференциал, гуще задний, меньше панч (punch) в настройках регулятора. Тут нужно рассказывать подробно, но основная суть - увеличение плавности разгона. Это снизит пробуксовку и увеличит коэффициент конвертации мощности от двигателя в поступательное движение модели.
- уделять время подбору углов развала и схождения, резина должна изнашиваться в нужных местах.
Помните, что правильная резина является важнейшей настройкой вашей модели. А правильная новая резина - залогом победы!
Дисклеймер! Применяйте рекомендации из статьи по своему усмотрению. Свое мнение не навязываю, наоборот, являюсь сторонником конструктивных замечаний, чтобы была возможность улучшаться и прогрессировать!
#rc car #rc racing #багги #радиоуправляемые модели #резина
Тут будут ссылки на другие ресурсы с оригиналами статьи: