Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) оценивал учение софистов как «ложную мудрость». Сократ интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, которая была воплощением его учения.
Он проводил время в философских беседах и спорах, никогда не записывая ни своих мыслей, ни своих диалогов.
Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем от его учеников – историка Ксефонта и философа Платона. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика».
Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ отрицал натурфилософию, как «излишнюю для человека». В центре его философии – человек и его отношение к обществу, законам, религии, полису, Богу.
Главное же для человека – это познать самого себя, поскольку, по мнению Сократа, истина кроется в тайнах человеческой души. Сократ, в отличие от софистов, придавал истине абсолютный характер.
Истина и знание есть добро. Любое зло совершается от незнания, поэтому человек должен не просто делать добро, но сознательно стремиться к знанию.
Истинное же знание, считает Сократ, исходит из общих понятий. «Знание – есть знание общего». Чтобы поступать хорошо, нужно знать, что есть добро само по себе, прекрасное как таковое и пр.
Философия Сократа имела этическую направленность. Цель философии – добродетельный образ жизни.