Найти тему
Стереотипы

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Оливье Ассайас. Часть 2.

Мы продолжаем кратко и доступным языком описывать авторское кино по полным доступным фильмографиям. Ниже - вторая часть фильмографии французского режиссера Оливье Ассайаса.

Летнее время(2008) L'heure d'été
Летнее время(2008) L'heure d'été

"Летнее время" (2008) - фильм, который становится поворотным для него в манере повествования. Режиссер теперь избегает нервной, слишком подвижной операторской работы, успокаивается монтаж, не нагнетая излишнюю эмоциональность. Герои картины - дети умершего представителя французской элиты - решают , что делать с его наследством. Они могут продать и поделить средства, могут отдать в музей дорогие вещи, включая картины знаменитых художников. Автор не стал спекулировать на моральных конфликтах, а ясно и последовательно показывает, как люди принимают оптимальные решения в отношении собственности. Автор со стороны, спокойно, не вмешиваясь наблюдает за жизнью, какова она есть, за современными французами из элиты, каковы они есть. В результате получается теплая и умная картина определенных слоев французского общества.

 Что-то в воздухе(2012) Après mai
Что-то в воздухе(2012) Après mai

Следующая работа - "Что-то в воздухе" (2012). Как и некоторые другие режиссеры в этом столетии, Ассайас исследует молодёжную контркультуру 60-70-х годов. И делает это, возможно, удачнее всех. Здесь карьерные мечтания молодого художника, стремление героев делать что-то полезное для пролетарской революции, любовь между представителями разных классов, поползновения молодёжного терроризма. Обретя взвешенный взгляд на вещи и обстоятельную манеру изложения, Ассайас не драматизирует протест молодежи, не нагнетает атмосферу агрессии. Он рассказывает о молодёжи как таковой, всегда молодёжи, которая расползается по континенту и по миру в поисках чего-то своего, чего-то, что свойственно только этому поколению. Получается отличный фильм, и немного печальный, и светлый, во всяком случае больше похожий на жизнь, чем фильмы и рассказы о политической непримиримости.

 Зильс-Мария(2014) Clouds of Sils Maria
Зильс-Мария(2014) Clouds of Sils Maria

"Зильс-Мария" (2014) - фильм с Жюльетт Бинош в главной роли - возможно, самый выразительный из всех у режиссера. Наверно это связано с тем, что он отлично знает, о чём снимает. Киноактриса в раннепожилом возрасте пытается репетировать роль в пьесе, в которой играла уже много лет назад. Она делает это с молодой помощницей и пресс-секретарём, которая со временем становится камнем преткновения, как искренний представитель молодого поколения, со своими уверенными взглядами и пониманием жизни. Тема фильма - необратимость времени. Как одни останавливают время, а другие в нём живут - вы увидите в этой работе. Ассайас достиг стопроцентного мастерства в спокойном и в то же время интригующем изложении. Всё более важным становится один момент: режиссёры и киноактрисы, сделавшие себя в доцифровую эпоху, живут и творят в цифровую. Ассайас и Бинош представили нам рефлексию на эту тему.

 Персональный покупатель(2016) Personal Shopper
Персональный покупатель(2016) Personal Shopper

А затем автор возвращается к жанру триллера - "Персональный покупатель" (2016). Молодая американка в Париже что-то вроде секретаря по дресс-коду у знаменитостей. Запутанный и весьма интригующий сюжет бесполезно пересказывать или хоть как-то подсвечивать, но ясно, что не обошлось без казусов с законом. Здесь интересные находки, связанные с цифровой эпохой. Но ключевая особенность главного персонажа - общаться с призраками - вполне универсальна. Сама картина тоже немного призрак, автор не собирается быть вполне понятным, фильм воспринимается очень индивидуально. И хорошо, это же авторский фильм.

Двойная жизнь(2017)  Doubles vies
Двойная жизнь(2017) Doubles vies

В следующем продублированном фильме "Двойная жизнь" (2017) Ассайас возвращается в литературную среду. Один публикует книги, другой их пишет. Атмосфера парижской богемы с труднопредсказуемыми сердечными делами. И эта картина тоже погружена в новую атмосферу - цифровой мир убирает старый. Только к а к о й старый, ч т о именно уходит, а что остаётся? Ассайас становится вопрошателем современной цивилизации, но только очень умелым. Он умеет написать широкую картину быта, нравов, культуры. При этом никого не судит, не драматизирует, где не надо, а просто с умом даёт много разнообразных персонажей и взаимоотношений. Смотрится - как читается интеллектуальный роман.

Последний продублированный фильм - "Афера в Майами" (2019). Здесь в центре внимания кубинские дела эпохи Кастро. Остров Свободы и Северная Империя не дают друг другу покоя. Перекручены политика, шпионские дела, криминал. Ассайаса потянуло, как и многих французов, к левому политическому спектру и антиамериканизму. Но получился реалистичный триллер приличного уровня.

На этом фильмография Ассайаса подошла к концу. Он один из лучших французских режиссеров последнего 30-летия, завсегдатай Каннского фестиваля, но это его совсем не испортило, в отличие от многих других. Желаю приятного знакомства с его работами.