Комбайн СК–4. Мне пришлось поработать на этом комбайне на уборке озимых. Правда не комбайнёром, а штурвальным. Ещё не известно кто больше обслуживает комбайн, комбайнёр или штурвальный. Возле бочки с солидолом собирались штурвальные для заправки шприцов для смазки. Смазка в шприцах быстро заканчивалась. От заправки шприца зависела быстрота смазки. Когда солидол набит в шприц без воздуха смазка проходила быстро. Успевай только набивать шприц. Здесь у бочки штурвальные демонстрировали мастерство набивки шприцов разными способами. Способов очень много. И каждый считал что его способ лучший. Мне нравился когда лопаткой с солидолом опускаешь поршень шприца под давлением вниз не большими порциями солидола. Здесь я хочу рассказать каким я видел комбайн СК–4.
Кабины у комбайна не было, был мостик управления комбайном с креслом для комбайнёра, накрытый брезентовым козырьком. Комбайнёр редко сидел на сидении, молотили в основном стоя. Места для штурвального не было. Сидел штурвальный на краю площадки ноги ставил на лестницу. Мостик был доступен всем ветрам. Все рычаги управления расположены на этом мостике. Хорошо что в дождь комбайны не работают. Их останавливают, остаётся только накрыть сидение, а остальное влаги не боится. Гидравлика управлялась одной ручкой, расположенной под рулём, каждая прорезь имела свою функцию. Три педали. Сцепление, тормоз и педаль открытия клапана копнителя. Была на копнителе планка автоматического открытия. Что бы копны класть ровно, пользовались педалью.
Щиток приборов закреплён на бункере. Компактный, ни чего лишнего. Ручной рычаг подачи топлива, рядом с рычагом включения молотилки. Рычаг переключения передач. Коробка передач установлена на редуктор ведущего моста, привод ременная передача. Рычаг управления вариатором. Вариатор служит для плавного увеличения или снижения скорости. На комбайне все приводы ременные или цепные передачи. Соломотряс на деревянных подшипниках с крепкого дерева. На мотовило жатки тоже ставились деревянные подшипники.
Дизель расположен вверху молотилки, сразу за бункером. Радиатор, с защитной сеткой на кронштейнах, как бы висит в воздухе. Двигатель через ремень передаёт вращение на вариатор, с вариатора вращение передаётся на все остальные узлы и механизмы. Заводить пусковой двигатель(пускач) смычком не очень удобно. Заводили, пристраивались. Пыль и полова налипали на дизель, приходилось постоянно её сметать веником. Сетку радиатора по 10 раз за день специальной щёткой. Набили полный бункер, ждём машину для выгрузки. Штурвальный бежит чистить защитную сетку радиатора. Лето на Кубани жаркое.