В первой части мы рассказывали о необычном заказе, который поступил в нашу мастерскую. Нам предстояло сделать книгу с нуля! Но интересно и ее содержание. Эта книга о коллекции фарфора с затонувшего корабля 1608 года!
Мы уже упоминали о том, что судно было найдено случайно. Рыбацкие сети зацепились за что-то. Обнаружив редкий груз, рыбаки хотели перепродать ценности через черные рынки. Например, антиквары Бангкока или Хошимины с радостью скупают такие находки у обычных людей. К сожалению, черные рынки (или теневые) и сегодня развиты. И выгоду на них получают только скупщики и хитрые дельцы. А обычных людей легко обмануть на деньги, ведь они не эксперты в искусстве или археологии.
Нужно учитывать, что подъем затонувших грузов без разрешения федерального правительства считается незаконным. Морская полиция быстро вычислила торговцев, а затем задержала и самих рыбаков. В ходе допроса они указали место находки, и туда был срочно отправлен патрульный катер. Во время операции было конфисковано свыше тысячи фарфоровых изделий, которые были переданы в департамент культуры города Бинх Тхуан. Затем были поставлены в известность крупные корпорации для изучения фарфоровых изделий и корабля.
Поговорим немного о структуре самого затонувшего корабля. Нам покажется странным тот факт, что вплоть до XVI века все китайские джонки строили на глаз! Мастера в основном опирались на свой опыт, а традиционные суда бороздили мировые воды вплоть до XIX века, практически не видоизменяясь.
На самом деле, у китайских кораблей были свои интересные особенности. Например, их делали плоскодонными в отличие от европейских. Если представить, то китайские суда при погружении напоминали по форме утку, а европейские рыбу (то есть большая часть корабля была под водой). Было и еще одно новшество, которое китайцы называли «гребнем дракона». По структуре очень похожее на киль, такой «гребень» помогал речным плоскодонным судам выходить в открытое море и снижению дрейфа. Даже если сейчас посмотреть на фотографии традиционных джонок, они покажутся слишком сказочными. Очень яркие, иногда разрисованные, с высоко поднятой кормой они и до сих пор отличаются красотой и изяществом.
Ранее мы писали о том, что груз предназначался для дальнейшей перепродажи европейским купцам, поэтому керамика было высочайшего качества. Исследователи разделяют экспортируемую керамику эпохи Мин на три категории: «консервативный стиль», «Постоянный стиль» и «переменный стиль».
Первый стиль считается одним из самых древних способов росписи. Рисунок наносился густым слоем с помощью голубой краски. Второй стиль относится к периоду 1580-1650 годов. Рисунок наносился акварелью, чаще всего изображали фениксов, оленей, сосны и уток на пруду с лотосами. Эти изображения как раз и были не чем иным, как стереотипным видением европейцев китайской культуры! Но так как в Европе за них отдавали бешеные суммы, китайские мастера быстро перестроились и создавали такие чисто коммерческие вещи.
Сосуды третьего стиля отличаются разнообразием и дороговизной. Чаще всего рисовали морские пейзажи с европейскими кораблями. А для наилучшего закрепления толстого слоя глазури и эмали делали повторный обжиг сосудов, отчасти поэтому они и были такими дорогими.
Получая такие интересные заказы, мы не только делаем уникальные вещи, но и сами узнаем необычные факты из истории искусства и культуры стран.
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram