Такой интригующий анонс я прочитала в книге Александра Митты «Кино между раем и адом», где автор рассказывает как строится конфликт в фильме. Один из примеров – американская драма 1979 года «Крамер против Крамера» с Дастином Хоффманом и Мерил Стрип в главных ролях.
Внезапно разваливается внешне благополучный брак. Джоанна бросает мужа и любимого сына, сказав только, что больше не может и ребенку будет лучше без нее.
Наверное, большинство женщин в полном непонимании, что тут не так: муж не пьет, не дерется, не изменяет, заботится о ребенке – ну, может, слишком много работает.
Тед и малыш Билли остаются вдвоем, преодолевая трудности быта и привыкая к новому образу жизни. Заботливому, хотя не всегда умелому отцу приходится объяснять, что мама просто уехала – и не потому, что Билли плохой, и не потому, что сама она плохая.
Спустя полтора года, как только у маленькой семьи начинает все налаживаться и мальчик понемногу забывает о матери – объявляется Джоанна, которая хочет забрать Билли к себе на том основании, что она – мать и она его любит. Женщина, которой муж запрещал работать, мечтая сделать из нее идеальную домохозяйку, наконец-то вырвалась на свободу. Все это время героиня посещала психотерапевта, строила бизнес мечты (она – дизайнер спортивной одежды), а еще нашла себе ухажера, не переставая все это время думать о сыне.
Само собой, Тед отдавать ребенка не хочет, им хорошо вместе, хотя его достижения за это время оказались скромнее – мужчина потерял высокооплачиваемую работу, кроме того, ребенок, по его невнимательности, получил травму лица на детской площадке.
Доходит до суда.
Это кульминация фильма, накал страстей. Герои выкладывают подноготную, отвечая на унизительные, мучительные и порой не относящиеся к делу вопросы адвокатов, которые ведут грубую и грязную игру, не останавливаясь ни перед чем. Джоанна и Тед, глядя на их препирательства, искренне сочувствуют друг другу.
Несмотря на кошмар происходящего, они не становятся врагами. Обоих жаль.
Суд оказывается на стороне матери. Адвокат Теда предлагает подавать апелляцию – но для этого необходимо привести в суд самого Билли, чтобы он выбрал, с кем ему лучше остаться…
Фильм заканчивается благородным, разумным решением двух взрослых людей, которые исходят из интересов ребенка, а не из собственных амбиций.
Есть мнение, что фильм о том, как тяжело быть женщиной, которая наступает на горло собственной песне ради социально приемлемой роли жены и матери.
И о том, как условны гендерные различия – оказывается, отец уж точно не хуже матери знает, как сделать, чтобы ребенку было хорошо.
А как вы думаете?