Фигурка бегущего оленя на капоте "Волги" ГАЗ-21 известна, наверное, всем нашим соотечественникам старше 40. Еще 10-15 лет назад "Волги" с такими оленями запросто можно было встретить в городах и весях, да и сейчас они еще встречаются, только уже чаще на парадах ретро-автомобилей. Также многие знают, что газовский олень - это скульптурное изображение герба города Нижнего Новгорода (в советское время - Горького). Но помимо оленя на капотах советских автомобилей встречались и другие окологеральдические скульптуры. И самая первая из них - ярославский медведь.
Первый - медведь
Дизельные грузовики семейства ЯАЗ-200 выпускались в Ярославле с середины 40-х до 1950 года. Это была первая отечественная послевоенная грузовая машина, и выглядела она действительно по-новому, как знак новой начавшейся эры. Дизайн кабины, как считается, был выполнен на основе американских грузовиков "Мак", поступавших в СССР по ленд-лизу. Капот грузовиков почти как у американцев, впервые в СССР, был украшен металлической фигуркой - медведем, символизирующим герб Ярославля (ну и "по совместительству" мощь ярославских грузовиков).
Фигурка делалась из алюминиевого сплава, полировалась и крепилась тремя болтами (за три лапы медведя, четвертую лапу медведь держал на весу). Автором окончательного дизайна "мишки" стал конструктор и художник Юрий Аронович Долматовский (1913-1999), поначалу фигурка в несколько ином виде появилась на опытном образце грузовика, и считается, что обязал украшать ею и серийные грузовики лично Сталин.
Ярославский медведь - один из древнейших территориальных гербов России, он появился в царском обиходе как знак Ярославской земли на бытовых вещах царя Алексея Михайловича в середине XVII века. Уже тогда в лапах у медведя изображался протазан. Некоторые историки пытались связать появление медведя на гербе Ярославля с существовавшим в древности в этих местах культе медведя (хотя выглядит это не очень убедительно), а народная молва связывала медведя с опубликованным в "Сказании о построении града Ярославля" описании встречи князя Ярослава Мудрого, прибывшего за данью, с медведем и науськанными не желающими делиться данью местными жителями псами. Князь доблестно победил медведя, чем впечатлил местное население. После чего и был основан город Ярославль.
Зубр. Второй - пошёл!
В начале 50-х годов производство грузовиков ЯАЗ-200 было передано в Минск (где под названием МАЗ-200 они выпускались до середины 1960-х). В Минске медведя заменили на зубра. Вообще зубр это геральдический символ Гродно, а вовсе не Минска. А в гербе Минска (и российского "образца", и более раннего польского) изображалась Богоматерь. Но если к зооморфным гербам власти относились терпимо, то у ярко-христианского герба Минска шансов не было.
В итоге символом МАЗа стал "общебелорусский" зубр. Именно зубр как наиболее сильный и "брутальный" зверь Беловежской пущи практически стал неофициальной эмблемой Белоруссии, долгое время украшал логотип Минского автозавода, да и сейчас является и гербом Гродненской области, и гербом Брестской области Беларуси.
Правда, в качестве фигурки на капоте зубр "продержался" недолго. Вскоре скульптурное изображение зубра было заменено плоскими накладками на боковые стороны капота. Тоже красиво, но форс уже не тот...
Олень. Расчет окончен.
Знаменитый олень на "Волге" ГАЗ-21 стал уже третьей (и последней) зооморфной фигурой на советских автомобилях. Он украшал капоты "Волг" с 1956 года.
Олень (или лось) стал символом Нижнего Новгорода со времен Ивана IV и с тех пор практически не менялся, т.к. имел интуитивно-позитивную символику. Олень - красивое животное, которому легко присвоить черты благородного князя или смелого воина, в общем любые положительные качества на выбор рассказчика. К тому же олень был политически нейтральным; и если гербы с крестами, коронами, скипетрами и святыми в СССР автоматически попадали под запрет, то олень устраивал любые власти.
Фигурку прыгающего оленя для капота "Волги" создал художник и скульптор Лев Михайлович Еремеев, трудившийся на ГАЗе "автомобильным скульптором" (была такая профессия, в обязанности автомобильного скульптора входила подготовка полноразмерного макета будущего автомобиля из глины. Сейчас мы бы назвали эту профессию "автомобильным дизайнером").
На еремеевского оленя и сейчас приятно взглянуть (особенно в сравнении с работами некоторых современных скульпторов).
В 1960-х годах от фигурок на серийных автомобилях отказались как от излишней роскоши, к тому же повлиял и новый взгляд на безопасность; у сбитого автомобилем пешехода было гораздо больше шансов остаться в живых после удара о плоский капот, чем после толчка заостренным оленем или миниатюрными рогами зубра... Началась эра плоских логотипов.
***
Еще на канале - "Военно-морские флаги 2021 года. Так они новые или нет?"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.