«Толкин очень любил пасьянсы», – писал Хамфри Карпентер, уподобляя работу над Легендариумом «своего рода пасьянсу», «интеллектуальной игре». «…немало времени он тратил, просто раскладывая пасьянс, – зачастую засиживаясь за игрой допоздна. Это была многолетняя привычка, и Толкин придумал немало собственных игр, которыми щедро делился с другими любителями пасьянса. Конечно, он не просто сидел за картами, но и о многом размышлял при этом; однако же потом его всегда терзали угрызения совести за часы, потраченные впустую» (перевод А. Хромовой). Описывая последние годы жизни четы Толкинов, биограф Майкл Уайт писал, что «Эдит любила играть в карты с подругами» (гл. 13).
Тот же биограф описывал, как солдаты играли в карты и курили в поезде, на котором Толкин ехал на фронт. Один из участников битвы на Сомме, второй лейтенант Джордж Ф. Уэар из 49 дивизии, сражавшийся в тех же местах, что и будущий профессор, вспоминал, что несмотря на обстрелы разрушенной деревни Майи-Майе, где они располагались в октябре 1916 г., «мы вели сравнительно беззаботную жизнь, проводя большую часть ночи за игрой в покер и «двадцать одно», выпивая неимоверные количества виски, проклиная Войну и гадая, отправимся ли мы хоть когда-нибудь в отпуск».
Карточные игры были популярны в Первую мировую – к последнему году войны выпуск колод в Германии достиг одного миллиона. Эти кусочки картона активно использовались для пропаганды – так, на некоторых немецких картах изображались карикатуры на лидеров стран Антанты, например, Николая II или Уинстона Черчилля.
У меня имеется карта (пиковый валет) из колоды, выпущенной в годы Первой Мировой войны, с рекламой моторного бензина фирмы «Шелл». В центральной части «рубашки» – флаги стран-союзниц (Японии, Бельгии, Британии, Франции и России), а ниже изображения раковины (shell), символизирующей фирму, напечатан слоган: «Лучший из союзников – всегда на переднем крае». Вокруг расположена военная техника, в которой используется продукция фирмы: подводная лодка, корабли, дирижабль и аэропланы, грузовик и автобус, танк и мотоцикл.
Толкиновед Джон Гарт писал: «В 1931 г. образовалось Оксфордское общество за снижение шума, целью которого стала кампания против транспортных пробок. На той же неделе один из активистов этой кампании, редактор «Оксфорд Мэгэзин», опубликовал толкиновское произведение, направленное против автомобильного транспорта. «Прогресс в Бимбл-Тауне», действие которого происходит на вымышленном морском курорте, наводнен шумом машин, мотоциклов и автобусов. Лишь изредка, поздно ночью, поверх гула слышен звук моря, выбрасывающего на берег мусор.
А на следующий день вновь
Влекут народ в Богзнаетгде,
В Безразницы, и в Бимбл-Таун…
Для толп туристов, поглощенных успехом механизированного транспорта, неважно то, что делает этот город уникальным – поскольку в нем есть сигареты, жевательная резинка и почтовые открытки. Стихотворение сардонически завершается рекламным слоганом, используемым в то время компанией «Шелл»: "Сперва Британию осмотри!"»
«Толкин несомненно обращал внимание на стратегию рекламной кампании фирмы «Шелл», нацеленной на то, чтобы убедить автомобилистов посетить сельскую местность и исторические места», – заключает Джон Гарт. Он предполагает, что прототипом для толкиновской иллюстрации, изображающей Холм в Хоббитоне, стала картина с видом на холм с башней Фарингдон-Фолли, которая «широко использовалась в рекламе, размещавшейся в 1936 г. на бортах грузовиков, перевозящих бензин и масла фирмы «Шелл». Несмотря на некоторые очевидные различия (один пологий, другой высокий), угол, пропорции, формы и композиция на рисунках Толкина и Бернерса потрясающе похожи, от зданий на переднем плане до деревьев на вершине холма».
Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!