Найти тему
С Богом по жизни

КОГДА ЛЮДЯМ НУЖНА ПОМОЩЬ

“Насыщение пяти тысяч” — так обычно говорят об одном из наиболее знаменательных чудес, сотворенных Иисусом. Помимо Воскресения, это единственное чудо, о котором говорят все четыре Евангелия. Почему данному событию уделили такое внимание? Возможно, потому, что это было одно из немногих “вещественных” чудес Господа. А может быть, потому, что ни какое другое чудо не было засвидетельствовано таким большим числом людей в условиях, исключавших обман. По той или иной причине, но история о том, как Иисус насытил собравшийся народ, имела огромную важность для первых христиан. Изображение хлеба и рыбы характерно для раннехристианского искусства. Это событие и для современных христиан имеет особое значение. Опросы показывают, что оно является одной из самых любимых библейских историй.

Рассказ о насыщении пяти тысяч можно рассматривать с разных точек зрения, но я хочу на его примере показать, как Иисус помогал людям, — и как мы с вами также можем помочь другим. Немаловажную часть новозаветного учения составляет учение о том, что мы, последователи Христа, должны проявлять участие к нуждам других и помогать им.

«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27).
«А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17).

В истории о насыщении пяти тысяч содержатся важные принципы выполнения этих повелений, включая то, что надо делать — и что не надо — для тех, кто действительно нуждается в помощи.

У ЛЮДЕЙ ЕСТЬ НУЖДЫ

Первая часть истории высвечивает тот факт, что есть люди, которые действительно нуждаются в помощи. Давайте начнем с обзора предшествовавших событий.

Иисус и Его ученики ходили по Галилее. В конце их путешествия они узнали, что царь Ирод казнил Иоанна Крестителя и теперь проявлял опасный интерес к их деятельности. Христос предложил двенадцати переправиться на восточный берег Галилейского моря. Проплыв десять или пятнадцать километров в северной части озера, они прибыли в пустынную местность недалеко от Вифсаиды-Юлиады. Это их морское путешествие было, наверно, неторопливым и спокойным. Я представляю, как Иисус и, может быть, кто-то еще из учеников заснули в лодке (см. Мф. 8:24).

В чем люди нуждались тогда

Тем временем народ в Капернауме узнал о намерениях Иисуса и “пошел за Ним из городов пешком” (Мф. 14:13). Марк сообщает, что “бежали туда пешие... и предупредили их” (Мк. 6:33). Представьте себе такую картину: молодые и здоровые бежали вдоль берега, а вслед за ними, уже медленнее, шли пожилые и немощные. Среди торопившихся изо всех сил были те, которые вели больных, чтобы Иисус их вылечил (Мф. 14:13, 14). Наверно, они тронулись в путь все вместе, но вскоре длинной вереницей растянулись вдоль всего берега северной оконечности моря.

Когда лодка с Иисусом причалила к берегу, народ уже был там и с нетерпением ожидал Его прибытия (Мк. 6:33; Мф. 14:14). Наверно, ученики не обрадовались, увидев собравшуюся толпу. Они устали и проголодались (Мк. 6:31); им нужно было побыть с Христом наедине; а тут опять эта вечная, чего-то требующая толпа! Догадываюсь, что они могли думать. У меня самого бывают моменты, когда я от усталости не в состоянии ни что-то делать, ни думать, ни чувствовать — а люди всё идут и идут с просьбами о помощи. Я всегда стараюсь ответить им более или менее любезно, но иногда мне бывает трудно побороть в себе раздражение.

В этой ситуации я, возможно, поступил бы не так, как Иисус. Он “сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря” (Мк. 6:34; см. Мф. 14:14). Лука пишет, что Иисус “принял их” (Лк. 9:11). Он не проявлял терпимость; Он не проявлял снисходительность; Он принял их. Это меня потрясает.

Иоанн сообщает, что они последовали за Ним, “потому что видели чудеса, которые Он творил над больными” (Ин. 6:2). Христос тотчас принялся исцелять “нуждавшихся в исцелении” (Лк. 9:11). Так как Иисус всегда использовал любую возможность для проповеди, Он также “начал учить их многому” (Мк. 6:34), “беседуя с ними о Царстве Божьем” (Лк. 9:11).

Это был еще один долгий день в жизни Иисуса. Время от времени Он удалялся, чтобы отдохнуть на склоне горы (см. Ин. 6:4, 15). Однако большую часть времени Он учил и исцелял. А люди между тем все прибывали (Ин. 6:5). В Библии далее говорится, что их “было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей” (Мф. 14:21). Мнения о количестве женщин и детей расходятся, но всего могло присутствовать от десяти до пятнадцати тысяч человек.

В течение всего дня Иисус насыщал людей духовно; но близился вечер, и людям потребовалась пища для тела. Тысячи собравшихся, в том числе Иисус и Его ученики, провели целый день, ничего не евши. Из-за срочного отъезда Господа из Капернаума у импульсивно последовавших за Ним людей не было времени приготовиться в дорогу.

В день удивительных чудес и судьбоносных поучений мысль о еде может показаться чересчур приземленной, но Бог устроил наше тело так, что его время от времени требуется подкреплять пищей. Мы не должны жить “хлебом одним” (Мф. 4:4), но для поддержания сил кусок хлеба иногда нам совсем не помешает.

Иисус без колебаний сказал об этой нужде Своим ученикам. Он указал на людей и спросил Филиппа: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” (Ин. 6:5). Затем Он велел апостолам “дать им есть” (Мф. 14:16). У людей были не только духовные, но и физические нужды.

В чем люди нуждаются теперь

В наше время у людей тоже есть нужды, настоящие нужды. Прежде всего это нужды духовные. Иисус подчеркнул это, когда сказал: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?” (Мф. 16:26). Однако у людей есть и другие потребности, которые также нельзя оставлять без внимания. Один человек рассказывал другому о том, как он побывал в местности, где был голод. Тот спросил его: “И что же ты там делал?” Первый человек ответил: “Я раздавал им брошюры”. “И что было дальше?” — поинтересовался второй. Человек, рассказывавший эту историю, печально ответил: “Они их съели”.

Определенные потребности всегда остаются для нас насущными, например потребность в пище и одежде. В Иак. 2:15 говорится о тех, кто “наг и не имеет дневного пропитания”. Недавно я побывал на показе слайдов с изображением церковных зданий IV и V веков. В каждом из них имелась специальная комната, где хранилась еда и одежда для нуждавшихся. И в наши дни во многих церковных зданиях есть аналогичные помещения для благотворительных целей.

Еще одна важная потребность — заботиться о вдовах и сиротах. Иаков писал: “Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях...” (Иак. 1:27). Во многих общинах есть свои программы помощи вдовам (см. Деян. 6:1). Некоторые христиане усыновляют беспризорных детей. Помощь также оказывается детским домам и домам для престарелых. У нас не всегда сходятся мнения о том, как лучше всего помочь вдовам и сиротам, но мы все согласны, что делать это необходимо.

Есть и другие настоятельные потребности, такие как забота о больных. Иисус проявлял участие к больным. Он с похвалой отозвался о проявляющих милосердие последователях: “Я был болен, и вы посетили Меня” (Мф. 25:36). Большинство общин стараются оказывать помощь больным, в том числе доставляя им питание. В некоторых странах христиане, чтобы облегчить страдания других, даже строят больницы.

Это хорошо, что мы таким образом помогаем людям, но не следует забывать о том, что постоянно возникают все новые нужды или, по крайней мере, новые проявления старых нужд. Из-за разводов рушатся семьи. Дети становятся беспризорниками или подвергаются грубому обращению. Распространяется алкоголизм и наркомания. Процветает сексуальная распущенность, растет эпидемия СПИДа. Мужчины и женщины переносят большие эмоциональные перегрузки. В наших городах растет число бездомных людей. Можно продолжать и продолжать.

Я не хочу сказать, что знаю, как решить все эти проблемы. Я также не имею в виду, что все общины должны разрабатывать и осуществлять сложные программы, направленные на их разрешение. Но я хочу подчеркнуть, что нужды действительно существуют — нужды всевозможные, реальные, законные, — и мы, христиане, можем помочь с ними справиться.

Снова хочу повторить: мы не должны забывать о том, что имеет для нас первостепенное значение. Наша цель, от которой мы не должны отходить, — приводить людей к спасительной вере в Иисуса Христа. Но, в то же время, оставлять без внимания нужды других — значит не соответствовать Божьему замыслу в отношении нас. Если первая великая заповедь гласит: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим”, то вторая — “возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22:37, 39). Иоанн писал:

«А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17).
«...Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20, 21).

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ОТКАЗЫВАЮТ В ПОМОЩИ

Давайте вернемся к нашей истории. Как было отмечено, Иисус знал о нуждах людей и велел Своим ученикам помочь им. Ученики ответили так, как мы иногда отвечаем на просьбу о помощи.

“У нас нет средств”

Очевидно, сначала Иисус решил испытать Филиппа:

«Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин. 6:5, 6).

Мы точно не знаем, почему Господь выбрал Филиппа. Высказываются предположения, что так как он был родом из тех мест, то, должно быть, знал, где можно было достать еды. Как бы там ни было, но Филиппу был задан вопрос, и апостол ответил так, как мы часто отвечаем, когда нас о чем-то просят. Он, в сущности, сказал: “Давайте посмотрим, есть ли у нас что-нибудь”. Он быстро оценил на глазок число присутствовавших. Он прикинул минимальное количество хлеба на одного человека и умножил его на число людей. Затем он подсчитал, сколько нужно будет денег для покупки необходимого количества хлеба. После этого он подвел итог: “Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя немного” (Ин. 6:7; см. Мк. 6:37). Простым работникам платили один динарий в день (Мф. 20:2). Потребовалось бы полгода, чтобы заработать двести динариев! В “денежном ящике” учеников, естественно, не нашлось бы и малой части таких денег.

Разве мы иногда не считаем, что любую проблему можно решить с помощью денег, разве мы сперва не проверяем, какой суммой располагаем, когда нас просят о помощи? Если обращаются к нам лично, то мы, возможно, говорим: “У меня нет денег”. Если за помощью обращаются к общине, мы можем сказать: “У нас не выделено на это средств”. Сталкиваясь со сложной задачей, мы зачастую рассчитываем только на собственные силы, вместо того чтобы довериться Богу, чьи возможности неограниченны.

Говорят, что в отношении дела Господня христиане порой страдают неким “параличом аналитического мышления”. Некоторые из них, очевидно, думают, что их служение заключается в том, чтобы указывать, почему тот или иной замысел не удастся осуществить. Должен признать, что иногда и сам в этом повинен.

“Это не наше дело”

Позже и от всех апостолов потребовалось удовлетворить нужды народа, и снова в том, как они ответили на это, мы видим себя: “День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: «Отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни и нашли приют и пищу, потому что мы здесь в пустом месте»” (Лк. 9:12).

Их “решение” было практически неисполнимо. Представьте, какой переполох могла бы вызвать разбредшаяся по окрестным городкам и селениям толпа в десять или пятнадцать тысяч человек. В моем городке началась бы настоящая паника, если бы в поисках пищи туда вдруг нагрянуло несколько тысяч голодных людей! Почему же ученики это предложили? Вероятно, они сами были уставшими и голодными и поэтому просто не захотели ничего предпринимать.

К сожалению, таким порой бывает и наше “решение”, когда к нам обращаются за помощью: “Уходите. Справляйтесь сами. Это не мое дело. Не мешайте мне”. Нам не нравится, когда нас беспокоят. Мы не любим подставлять свои плечи под чужую ношу. Боюсь, что мне в очередной раз нужно “признать свою вину”.

“Они этого не заслуживают”

Апостолы могли бы назвать и другие причины, почему они не хотели помочь собравшимся людям. Например, они могли бы сказать: “Эти люди не заслуживают нашей помощи. Их не интересует духовное. Они здесь лишь потому, что надеются получить бесплатное исцеление и бесплатную еду”. Последующие события подтвердили бы правоту такого рассуждения; позже Иисус скажет об ограниченности и неправильных приоритетах тех людей.

Христу наверняка были известны мысли и побуждения тех людей (Ин. 2:25), но Он все равно не отказал им в помощи. Мы не можем поощрять лень и праздность (2 Фес. 3:10); но если кому-то действительно требуется помощь, мы не должны оставаться в стороне — и не потому, что просящий достоин этого, а потому, что мы — последователи Христа.

Иисус не стал слушать отговорки учеников, а только сказал: “Вы дайте им есть” (Мк. 6:37). Может быть, Его глаза даже вспыхнули гневом, когда Он это говорил. И в наши дни Иисус не потерпит в Своих последователях нежелание “делать добро всем, а особенно своим по вере” (Гал. 6:10).

КАК МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ

Мы рассмотрели отрицательную сторону. Давайте теперь обратимся к положительной стороне: как мы можем помочь тем, кто действительно нуждается в помощи?

Проникнуться духом Иисуса

Возможно, самое главное — это проникнуться духом Иисуса. Помните, что Иисус сжалился над людьми и что Он принял их. Там, где апостолы видели досадную помеху, Иисус видел нуждавшихся в помощи.

Отсутствие интереса к нуждам других — распространенная черта. И в этом я также не исключение. Не так давно на похоронах моя жена выражала соболезнование женщине, у которой умерла мать, и та ответила ей: “Ты самая добрая из всех, кого я знаю”. Такая похвала вполне заслужена: она не остается равнодушной к нуждам окружающих. Она проявляет искреннюю заботу о других и всегда находит способ оказать им помощь. Это ее особый дар.

Еще раз хочу отметить: чтобы помогать другим, нужно в первую очередь облечься в дух Иисуса. Если мы будем относиться к нуждающимся так, как к ним относился Иисус, у нас возникнет желание помогать другим, и исчезнут любые препятствия на этом пути. Тем не менее, здесь можно дать еще несколько полезных советов. Вернемся к нашей истории.

Пользоваться тем, что у вас есть

Филипп и другие ученики стали думать о том, чего у них не было, а Иисус обратил их внимание на то, что было. Он сказал: “Сколько у вас хлебов? Пойдите, посмотрите” (Мк. 6:38). Ученики предложили “пойти купить” хлеба (Мк. 6:37; см. Мф. 14:15), а Иисус велел: “Пойдите посмотрите, что у вас есть”.

Несомненно, они спросили у всех присутствовавших. Иисус и апостолы так спешно отправились в путь, что не взяли с собой никакой еды, и это же можно было сказать обо всем собравшемся народе. Апостолы опросили каждого. И только у одного мальчика нашлось немного еды. Андрей сообщил Господу: “Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” (Ин. 6:9).

Но когда вы читаете о “хлебах”, не думайте, что это были буханки, одной из которых хватило бы на всю семью. Это были маленькие ячменные лепешки. Ячмень был пищей бедняков. Рыбки были мелкие — наподобие кильки или хамсы. “Пять хлебов ячменных и две рыбки”: на каждую тысячу мужчин пришлось бы по одной лепешке, а на 2500 мужчин — по одной рыбешке! Этой едой не насытился бы и один мальчик. Андрей довольно мягко выразился: “Что это для такого множества?”

Не могу не сказать несколько слов о поступке мальчика, отказавшегося от своего завтрака. Однажды кто-то пошутил по поводу хорошего аппетита мальчиков: “Это было даже удивительнее чуда с умножившимися хлебами!” Серьезно, вклад этого мальчика был достоин удивления. Могу лишь заключить, что, несмотря на свой юный возраст, он был потрясен увиденным и уверовал в Господа. Разве это не чудо?

Иисус хотел, чтобы Его ученики осознали: пусть они не имели много — в их распоряжении все равно что-то имелось. Большинству из нас лучше удается перечислить, чего у нас нет и что мы не можем сделать, чем что у нас есть и что мы можем сделать. Вы можете смущаться из-за ваших скромных возможностей и способностей, но все равно посвятите их Богу! Результаты удивят вас!

Надеяться на Господа, а не на свои возможности

Поймите, что, используя свои возможности для служения Богу, вы становитесь соработником у Владыки неба и земли (Быт. 14:22)! Имейте также в виду, что если вы посвящаете то малое, чем вы обладаете, Его делу, то с помощью этого Он может совершить невероятное. Часто говорят, что малое в руке Господа всегда становится многим. Наилучшим примером этому служат события, которые мы рассматриваем.

Вам, вероятно, известно, что происходило дальше. Иисус сказал апостолам: “Велите им возлечь” (Ин. 6:10). “Повелел им рассадить всех... и сели рядами, по сто и по пятидесяти” (Мк. 6:39, 40). Наверняка, можно назвать несколько причин, почему Иисус рассадил всех таким образом. Так было легче распределять еду. Представьте, что десять тысяч голодных людей с протянутыми руками толпились бы вокруг Иисуса, отталкивая друг друга. Кроме того, порядок гарантировал бы, что никого не пропустили. Возможно также, что это помогло подсчитать количество людей и засвидетельствовать сотворение чуда.

Исполнять повеления Господа, понятны они вам или нет

Чувствовали ли апостолы себя немного глупо, разделяя людей на группы? Отразилось ли удивление на лицах присутствовавших, когда их попросили расположиться на траве и поесть, тогда как в наличии имелось лишь пять лепешек и две рыбки? К их чести сказать, они исполнили повеление Господа. Как было сказано, первый шаг к успеху в любом деле вы делаете не тогда, когда начинаете оценивать свои возможности, а тогда, когда определяете Божью волю и затем исполняете ее.

Когда все расселись, Христос “взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо” — источник всех благословений (Иак. 1:17) — и “благословил” еду (Мф. 14:19), воздав за нее благодарение (см. Ин. 6:11, 23). (У иудеев была поговорка: “Пользующийся чем-то без благодарения — все равно что украл это у Бога”). Молитва иудеев перед едой была проста: “Благословен будь Яхве, Бог наш, Властелин всего сущего, дарующий нам хлеб от земли”. Возможно, Иисус тоже произнес подобные слова.

И тогда случилось невероятное: Христос “преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им [народу; Лк. 9:16]; и две рыбы разделил на всех” (Мк. 6:41). Мне хочется воскликнуть: “Подождите! Расскажите подробнее! Опишите в точности, как это выглядело!” И опять перед нами подтверждение того, что Библия писалась не для удовлетворения нашего любопытства.

Я уверен, что чудо совершалось исключительно руками Иисуса. Некоторые полагают, что Иисус дал каждому апостолу по корзине и что корзины наполнялись по мере того, как они опустошали их. Однако в тексте ясно говорится, что “Он стал отламывать по куску хлеба и рыбы и предавать ученикам, а те раздавали народу” (Мк. 6:41; Слово Жизни). Другими словами, апостолы возвращались, чтобы наполнить корзины. Кто-то сказал, что Иисус был шеф-поваром, тогда как ученики — всего лишь официантами.

Я бы сравнил эти события с чудом в дни Илии — с кадкой, где не истощалась мука, и кувшином, где не убывало масло (3 Цар. 17:14-16), только в данном случае Иисус доставал все больше и больше хлеба и рыбы из сумы или корзинки, в которой мальчик носил свою еду. (Могу представить, как расцветала улыбка на лице Иисуса, когда присутствовавшие все больше изумлялись). Необязательно в точности знать все подробности. Достаточно знать, что произошло чудо — настоящее чудо.

Согласно Матфею, Марку и Луке, весь народ ел и “насытился” (Мф. 14:20; Мк. 6:42; Лк. 9:17). Иоанн отмечает, что каждый получил, “сколько кто хотел” и что все “насытились” (Ин. 6:11, 12). Иисус, возможно, даже улучшил качество раздаваемых продуктов, так что сухой и грубый ячменный хлеб и соленая рыба по вкусу стали как царская еда, потому что на следующий день люди снова пришли, желая получить еще такой еды (Ин. 6:26, 27, 34).

Когда все наелись, Христос велел ученикам Своим: “Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (Ин. 6:12), “и набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов” (Мк. 6:43). Эту часть истории иногда приводят как пример того, что Господь не одобряет пустых трат, — и это вполне допустимо. Однако эта подробность в первую очередь свидетельствует о чудесном изобилии. Несколькими хлебами и рыбами не только смогли насытиться от десяти до пятнадцати тысяч человек, но в конце осталось гораздо больше еды, чем было вначале!

К сожалению, некоторые говорят, что на самом деле чуда никакого не было. По их утверждению, у многих людей под одеждой была спрятана еда, которой они поделились с другими, увидев, как мальчик отдал весь свой хлеб и рыбу. Даже на первый взгляд такое “объяснение” не имеет смысла. Если Иисус всего лишь пристыдил людей, чтобы те поделились едой, тогда совершенно невозможно объяснить их горячее желание сделать Его их Царем (Ин. 6:15). Люди не стали бы искать Иисуса на следующий день, чтобы Он снова дал им хлеб, если бы накануне еда не взялась ниоткуда. Есть и другие рациональные объяснения случившегося, но все они отрицают простое и ясное учение Иоанна о том, что Иисус сотворил “чудо” (Ин. 6:14). В Библии четко говорится, что Иисус взял у мальчика еду, умножил ее и накормил тысячи людей!

Не искать оправданий своему нежеланию помочь

Подчеркнем еще раз: малое в руке Господа становится многим. Давайте перестанем жаловаться на то, чего у нас нет и чего мы не можем. Лучше будем использовать то, что у нас есть, по мере своих сил помогая другим, — и тогда мы удивимся, насколько Он может расширить наши возможности и помочь в осуществлении задуманного!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иисус хотел, чтобы произошедшие события послужили уроком для апостолов — чтобы они уразумели: Он в силе помочь им справиться с любой жизненной ситуацией (Мк. 6:52). Им трудно было осознать эту истину, но я надеюсь, что нам это удастся лучше. Надеюсь, мы поймем, что когда мы перестанем искать отговорки и начнем делать то, что можем, Бог благословит не только наши усилия, но и жизнь других людей.

Эта статья о помощи другим — мои пять хлебов и две рыбки. Я понимаю, что она несовершенна. Я знаю, что, сама по себе, она никогда не насытит сердца тысяч людей, услышавших или прочитавших ее. Поэтому я молю Бога, чтобы Он благословил ее и приумножил ее пользу. Но прежде всего я молюсь о том, чтобы она помогла христианам понять, что люди нуждаются в помощи, что мы должны помогать им и что с Господней помощью мы можем помочь им!

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере» (Гал. 6:10).

#Иисус #христос #иисус христос #христианство #религия