История отечественных учебных самолетов изобилует острыми гранями. С ними всегда было нелегко.
Как мы помним, рабочими лошадками летных курсантов во времена СССР был поршневой Як-52 и его реактивный собрат из Чехии L-29/39. Уже на заре 80-х в СССР стало понятно, что курсантам нужны новые самолета, но тогда масштабного перевооружения не получилось.
На рубеже нового времени, были созданы довольно интересные машины Як-130 и чуть позже поршневой Як-152, дублирующий многие элементы реактивного старшего брата, что должно было сделать процесс обучения более легким.
По иронии судьбы, первым на вооружение был принят реактивный Як-130, а вот доведение до ума Як-152 постоянно затягивалось.
То имелись проблемы с материалами, затем доводили до ума мудреный русско-немецкий двигатель. Такими тепами прошло более 5 лет, а жизненно важный самолет так не пошел в серию.
В какой-то момент военным надоело ожидание и была проведена инициация второго проекта аналогичного самолета, получившего название УТС-800.
А уже в 2021 году министр обороны объявил, что армия выберет самолет только после проведения конкурса. Таким образом Як-152 лишился гарантированного места под солнцем и должен завоевать его в конкурентной борьбе.
Як-152 совершил первый полет уже более 5 лет назад, у него есть некая фора в этом соревновании, но с другой стороны, если коллектив УЗГА поторопится, то он может и победить.
Внешне Як-152 и УТС-800 похожи друг на друга. Но УТС-800 вместо 12-цилиндрового дизельного двигателя RED A03T V12 получил турбовинтовой агрегат ВК-800ПС производства «ОДК-Климов».
Турбовинтовой двигатель дает УТС некоторые преимущества, но с другой стороны имеет и недостатки.
Начнем с того, что он мощнее. 800 л.с. против 500 л.с. у RED V12. Его проще запустить при низкой температуре. Как правило, турбовинтовые движки имеют больший ресурс, хотя их сложнее и дороже обслуживать чем поршневые.
Однако история про "простой ремонт" явно не стыкуется с дизельным двигателем RED A03T V12, который довольно сложен и его вряд ли сумеет починить техник дядя Вася из российской глубинки.
Что касается навигационных комплексов и систем управления, то в этом самолеты довольно схожи- каждый из них способен стать новой ступенью для обучения на уже более сложном самолете Як-130.
Хотя если посмотреть на вещи с позиции конечного пользователя, то конкуренция, всегда идет продукту на пользу.
А кто больше нравится вам, Як-152 или УТС-800?
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉