Здравствуйте, дорогие читатели нашего журнала Рыбалка GROUP. Оговорюсь сразу: я часто отпускаю рыбу, в том числе, крупную, но и на уху да на жарёху нередко беру. Короче, я не сторонник крайностей, поэтому, наверное, могу высказаться на эту острую тему спокойно.
Начал ловить в Ленобласти в 90-х годах, тогда к отпускающему рыбу относились как к умалишённому и, не стесняясь, крутили пальцем у виска. Я тоже тогда редко отпускал даже часть улова. Но постепенно стало приходить умение ловить, знание рыбных мест, и уловы сильно выросли. Десять килограмм в день стали обычным делом, нередко бывало и намного больше.
Ещё не дозревший до отпускания рыбы, я варил уху вёдрами, жарил, коптил, вялил, отдавал родственникам и коллегам по работе, и всё равно много приходилось замораживать. А на рыбалку хотелось часто, в среднем, ездил по два раза в неделю, и вскоре стало ясно, что столько рыбы мне совершенно точно не нужно. На рыбалку хочется, а рыба не нужна, ещё с прошлой поездки осталась, и морозилка битком.
Уважаемые рыбаки и рыбачки! Вам доводилось когда-нибудь прийти в магазин и купить 15-20 кг свежей рыбы? Думаю, что вряд ли. Разве что если у вас какое-то большое застолье или свадьба с множеством гостей. Но такие события - редкость. Обычно вы просите продавца взвесить вам кусочек филе на ужин, не более того. И это нормально.
Кроме проблемы с тем, куда девать рыбу, на меня повлияло несколько важных психологических факторов. Во-первых, пришло понимание, что я достиг той степени мастерства, когда могу поймать много даже на фоне весьма посредственного клёва у других. Во-вторых, щука на пятёрку, или судак на трёшку, или лещ на полтора-два кило перестали казаться какими-то выдающимися трофеями, потому что ловил крупнее, и не раз.
Хорошо помню первый случай, когда на реке Нарова, выше Нарвского водохранилища, поймал парочку щук в районе килограмма и несколько крупных окуней. А потом, на очередной паузе во время джиговой проводки, случился мощный удар, автоматическая подсечка, и через несколько минут выкачивания у борта лодки лежала утомлённая щука на вид килограмма на четыре. Я нашёл эту точку несколько лет назад, естественно, занёс в навигатор, и почти каждый год она одаривала крупной щукой. Лежащая у борта побеждённая «четвёра» была далеко не рекордным экземпляром.
Я осторожно взял её позади жабер и, для подстраховки, за нижнюю челюсть липгрипом. Перенёс в лодку, быстро освободил от приманки с помощью зевника и экстрактора. Потом положил в очень просторную, сшитую моей подругой специально для этого, мягкую полотняную сумку с ручками, взвесил. Оказалось, действительно, чуть больше четырёх килограмм.
Быстро достал хищницу из сумки, положил на воду рядом с бортом и начал плавно двигать её массивное тело туда-сюда вдоль борта, чтобы вода лучше омывала жабры. Не прошло и минуты, как щука зашевелила плавниками, потом вильнула хвостом и скрылась в глубине.
Братцы! Рыбаки! Вы даже не представляете, какой это кайф! Суметь поймать и вывести солидную рыбину, а потом подарить ей свободу. На душе было благостно. Какая-то тихая радость. И с того дня отношение к рыбалке и рыбе изменилось навсегда. Прошу заметить, что пару щук рядового размера и окуней я забрал. Как раз на хорошую уху и копчение.
А крупная обрела свободу. Подарила мне острые ощущения от поклёвки и вываживания, но осталась жить и размножаться. А между тем, как раз щуки размера 3-5 килограмм - это основа маточного стада. Именно они откладывают много икры, причём, икры отличного качества, из которой процент жизнеспособных, шустрых щурят, имеющих большие шансы на взросление, максимален. Огромные, покрытые мхом щуки-гиганты зачастую теряют способность к нересту - у рыб тоже бывает старость.
А щука весом 3-5 кг уже миновала основные опасности юного возраста, никто её не съел, и теперь уже вряд ли съест, разве что крупный сом, но они в наших северных широтах очень редки. Её главный враг - человек. Я тоже один из людей, и мне приятно достойной сопернице подарить свободу.
Слышу крики: «Это извращение! Не нужно тебе много рыбы, так не лови!» Хорошо, допустим, я принял эту точку зрения. И поехал... нет, не на Нарову, там погранзона, пропуска и прочие заморочки. Отправлюсь-ка я лучше на южное побережье Ладоги. У берегов там очень людно в последние годы, не хочется ловить среди снующих мимо лодок, поэтому схожу-ка, пожалуй, на банку Южная Головешка. Тем более, что с погодой повезло, ветерок тихий.
На банке за час-полтора я ловлю рыбу, потребную мне, подруге и коту на покушать. И что прикажете делать дальше? На загрузку мотора, снастей и разной снаряги в машину ушло полчаса. Езда до места выхода на воду, если соблюдать ПДД, два часа. Полчаса на установку мотора и перенос снастей, провианта, запасной одежды и так далее из машины в лодку. Плюс время на переход до банки, которое сильно зависит от волны на Ладоге.
Итак, часа четыре ушло на то, чтобы попасть на место ловли и поймать рыбу, достаточную для еды. Что дальше? Ехать домой? Как-то нелепо при таких затратах времени и сил на дорогу. Любоваться природой? Однако, вокруг со всех сторон одинаковые волны. Купаться? Вдали от берегов ладожские воды всегда холодны.
Я в таких условиях начинаю тестировать новые приманки. Или подбирать новую проводку к уже разловленным. Невероятно интересно к воблеру под твичинг, к которому уже подобрана клёвая проводка, подобрать другую, более уловистую. Рыбу при этом отпускаю, естественно. А то был бы мешок.
«Наши деды и прадеды ловили рыбу на еду, вот и рыбы тогда было много» - доносится возглас с другой стороны. Отвечаю: во времена наших дедов и прадедов население Земли было около 2-3 миллиардов человек, а сейчас - почти восемь. Так что дело не в отсутствии в их времена рыбалки по принципу поймал-отпустил, а попросту в меньшей нагрузке людей на нашу маленькую планету.
Не удержусь от иронического замечания: а давайте вспомним наших гораздо более давних предков, которые не разводили скот, но питались дичью. Ах, благородные охотники, как романтично! Однако, если сейчас попробовать накормить землян за счёт охоты на диких животных, за считанные дни ни единого зайца не останется. Так что отсылки к нашим прапрапра... тысячу раз прадедам - слабый аргумент. Времена сильно изменились и продолжают меняться.
И, наконец, пару о слов о мифе, что отпущенная рыба, якобы, всё равно подохнет. Что ж, если ловить ту же щуку на мелкие блёсенки, которые она заглатывает глубоко, тогда после получасового выдирания блесны вместе с потрохами и жабрами она, действительно, не жилец. А если размер приманки - под стать рыбе, и инструменты наготове, и перчатка, смоченная в воде, дабы не наносить рыбе температурного ожога - очень хорошо она выживает.
Бывалые рыбаки расскажут массу историй о поимке рыб, внутри у которых оказались оборванные кем-то когда-то приманки. И ничего, рыбы жили с ними, питались, размножались и даже снова клюнули. Какую бы чепуху ни писали ярые противники «поймал - отпусти», у отпущенной рыбы неизмеримо больше шансов выжить, чем на сковородке.
А вы отпускаете рыбу? )
Автор: Максим Перов
Пробуйте, экспериментируйте – и у вас всё получится. Удачи! 😉
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / КАНАЛ VK/ НАШ САЙТ