Найти в Дзене
Кому за 40

Мудрая свекровь

Оксане в тот день было особенно себя жаль. Еще и вазу дорогую разбила. Лучшая подруга на свадьбу им с Иваном подарила. Подметала осколки. Думала о том, что и ее семейная жизнь вот так разлетается на осколки. Разве нет? Когда выходила замуж, мечтала об одном, а вышло совсем другое. От ее романтических иллюзий осталась лишь тень.

Фото автора
Фото автора

С того вечера, когда она придумала ужин для двоих. Испекла торт, постелила праздничную скатерть. Надела новое платье. А Ивана все не было. Наконец, услышала, как подъехал. Бросилась к двери. Улыбалась – взгляни, что я придумала!

– Извини, мне не до этого. Я устал. Два часа ковырялся в машине, поломалась на дороге. А еще в гараж надо ехать, разгрузиться. Дай хоть руки помою.

Она легла спать, притушив тоненький огонек свечи. Поймала на себе насмешливый взгляд свекрови, мол, нашла время забавляться. Вот тебе и ужин при свечах. А почему бы и нет? Была первой красавицей в поселке, многие добивались ее внимания. А она еще в училище вышла замуж за Ивана. Ни красавец, ни богач, обычный водитель. Два слова до сих пор вместе связать не может. Чем он ее пленил?

Оксана писала стихи. Печаталась в районной газете, в областной прессе. Не раз положит перед Иваном газету. Специально, чтобы увидел, порадовался за нее, похвалил.

– Ты же знаешь, я в этом ничего не понимаю, – только и услышит от мужа.

Кажется Оксане, что и свекровь ее недолюбливала. Только какой спор, сразу слышит: «Мы, мол, как некоторые, университетов не заканчивали». «Кое-кто» – это, конечно, она, Оксана.

А сегодня еще этот пасмурный день и разбитая ваза. Сколько ни клей, а трещины будут. Вспоминала другой день. Тогда, когда ехала в город за обновками для семьи. Долго ждала автобуса. Наконец остановила попутку. Симпатичный мужчина открыл ей дверцу.

– Садитесь. Я как раз домой еду, – приглашал ее приветливой улыбкой.

Она села в машину. Сразу почувствовала, что понравилась этому незнакомцу. Ну и пусть, он ей тоже понравился. Вот и город. Уже собиралась выходить. Виктор, так звали водителя, придержал ее за руку.

– Подождите, вы такая красивая, Оксана. Вот только руки, – погладил ее шершавую ладонь. – Разве эти хрупкие пальчики для тяжелой работы?

А куда ей деться от нее, этой работы? Огород, кухня, живность…

Виктор будто угадал ее мысли.

– Бежать вам надо из дома. Хотя бы ко мне. Живу один, никого больше нет в этом мире. А годы быстро бегут.

Он не хотел просто так отпускать Оксану. Повез ее в кафе, угостить десертом. Она ловила на себе восхищенные взгляды чужого мужчины и чувствовала себя маленькой девочкой, которой подарили давно желанную игрушку. Он сыпал комплиментами, а она думала о том, что не слышала подобных слов даже в день своей свадьбы. Рассказывала Виктору о себе, о сыне, который в этом году пошел в первый класс. О школе, где преподавала. Спохватилась, что ей пора, да и на рынок надо успеть.

– Еще встретимся, Оксана, – уверил ее Виктор.

Улыбнулась: разве это возможно?

Опять все пошло, как заведенные часы. Утром в школу, потом домой, к бесконечной домашней работе. Изредка вспоминала незнакомца, его слова: «Вы такая красивая, Оксана!»

Как-то в учительской зазвонил телефон.

– Тебя, Оксана, – подала ей трубку завуч. – Какой-то мужчина, голос незнакомый, но приятный.

Оксана сначала не поняла. Кто? Виктор? Но ведь она не давала ему никакого номера телефона.

В трубке раздался теплый смех. Все просто – есть справочная служба. Но это пустяки. Главное, он ее нашел. И завтра снова проезжает через их поселок. И если бы Оксана могла...

Отпросилась на завтра у директора. В городе заболела старая тетка, должна поехать проведать, – объяснила.

Дома Иван не возражал. Маленький Андрюша просился с ней.

– Нет, школу пропускать не будешь, – прикрикнула на сына сердито.

Утром очень спешила. Даже свекровь заметила, что до автобуса еще есть время.

Все было, как в романтическом кино. Тихое уютное кафе, музыка и цветы. На каких-то полчаса действительно забежала к тете – сестре матери. Оттуда и домой позвонила.

Их короткие встречи с Виктором продолжались еще несколько раз. Он просил ее придумать что-нибудь, сбежать из дома. Скоро у него день рождения. Отпраздновали бы его вдвоем.

– А если навсегда? – прижалась к Виктору Оксана.

– Хоть на всю жизнь!

Может, она и не решилась бы на это. Если бы не этот день, не разбитая ваза. И не муж, который в очередное воскресенье поехал на рыбалку. На рассвете, Оксана еще спала.

За ужином, как будто между прочим, сказала:

– Меня на курсы посылают. Повышение квалификации.

Иван молча кивнул.

– Чего это вдруг тебя? Что-то раньше ты на эти курсы не ездила.

– А теперь поеду. На две недели. Или без меня не обойдетесь?

В школе написала заявление. За собственный счет, сославшись опять на тетю. Для себя уже приняла решение – она расстанется с Иваном. Заберет сына и переедет к Виктору. Он такой внимательный, добрый. Вот только, как объяснить Ивану, дома? Решила, что напишет мужу письмо. Так будет легче. Когда приедет, он все уже будет знать. Обойдутся без лишних объяснений.

Выводила старательно буквы. «Так случилось, прости. Поняла, что встретила судьбу...» Бросила письмо в почтовый ящик. И почему-то сразу захотела вытащить белый прямоугольник обратно. Но холодный металл уже надежно спрятал ее признание.

Чувствовала себя тревожно. Скорее бы встретиться с Виктором, но он уехал по делам, рассказать ему все, довериться. Он смотрел на Оксану непонимающе. Для чего она это сделала? Разве стоит в таких ситуациях спешить? Она тоже его не понимала. Разве не Виктор говорил, что хочет быть с ней всегда?

Он и не возражает. Но ведь не так, не сразу.

– Нет, сразу, – сама испугалась своей уверенности. – Если сжигать, то сразу все мосты.

Виктор только пожал плечами.

Через день собралась домой. Забрать вещи и сына. Ждала Виктора, чтобы сказать ему об этом, лишь бы не получилось еще одной неожиданности. Вот и он. Но на пороге стоял незнакомый мужчина.

– Держите, письмо для Виктора. От жены. И не смотрите на меня так удивленно. Она всегда передает ему письма через нас, когда мы бываем в Италии. Я товарищ Виктора. А вы его сестра? Кажется, он говорил, что вы должны приехать.

Конверт обжигал Оксане руки. Заметила обратный адрес: Италия, Неаполь. Положила письмо на столе. Вот и закончилась ее сказка.

Ехала домой. В унисон ее настроению тихо плакал за окном автобуса дождь. Она заберет сына и пойдет к своим родителям. Только пусть ее никто ни о чем не спрашивает.

Со двора навстречу бежал Иван.

– Скорее, Оксана. Андрюша заболел.

Прикладывала сыну компрессы, грела чай. Иван рассказывал, как они ее искали. Как звонили на мобильный, а она, оказывается, забыла его дома.

– Мама, даже в школу, к директору ходила, чтобы узнать адрес или телефон твоих курсов.

Будто ток пронзил Оксану.

– И что же директор? Нашел телефон?

– Нет, сказал, что не знает.

Не смела повернуть в сторону свекрови голову. Но она тоже не добавила к сказанному ничего.

Андрюша выздоровел. Оксана собралась на работу. Иван вел себя так, будто ничего не произошло. Будто и не получал никакого письма. Не выдержала, наконец, спросила мужа.

– Письма? – переспросил Оксану. – От тебя? Нет, почтальон ничего не приносил. Может, потерялось. Всякое бывает.

Оксана нервно засмеялась. В самом деле, мало ли теряется у нас почты?

Однажды в учительской снова зазвонил телефон. Попросили Оксану.

Виктор спрашивал, почему не берет мобильный. Говорил, что она неправильно все поняла. Что он действительно собирается развестись с женой. Но пока она в Италии... Впрочем, завтра он будет проезжать через ее поселок. И если Оксана выйдет, поговорят обо всем подробнее.

Она положила трубку.

Оксана еще несколько недель заглядывала в почтовый ящик. Но писем для них не было.

Шло время. Оксана родила дочь. Иван с Андрюшей забирали ее из роддома домой. Такие родные, счастливые. А потом заболела свекровь. Не хотела в последнюю минуту никого видеть, только Оксану.

– Наклонись. Должна тебе что-то сказать, дочка. Подними подушку подо мной. Бери, это твое.

Оксана вытащила письмо.

– Тогда почтальон отдал его мне. Почему я не сожгла сразу? Хотела, чтобы ты убедилась, что не попал тот конверт в чужие руки. Почему не отдала раньше? Не хотела, чтобы ты думала, будто мне что-то должна. И к директору я тогда не ходила. Просто сказала Ивану, чтобы сам не отправился. Только благодарить меня не надо!