Найти тему

Технологии кровли

Как стальные крыши завоевали Россию.

Согласно опросам, которые регулярно проводят независимые аналитические компании и производители, металлическая кровля по-прежнему остается наиболее желанным покрытием дома для россиян: этому типу кровли отдают предпочтение около двух третей респондентов, тогда как на все остальные материалы (шифер, керамика, битум и т.д.) приходится не более трети. За последние годы технологи, в первую очередь благодаря различного вида инновационным покрытиям, создали на основе стального проката практически совершенный кровельный материал, который по своим потребительским характеристикам значительно опережает аналоги.

Как и многие передовые и даже революционные новации, моду на металлическую кровлю в Россию привез Петр I. Именно с его подачи богатые горожане только-только начинавшего обретать свое величие и блеск Петербурга покрывали крыши своих особняков листовым железом, а первым таким зданием в России стал Летний дворец. Как пишет в своей книге «История русской архитектуры» Татьяна Славина, первым петербуржцам, уже тогда проявлявшим великолепный вкус и эстетику, пришлись не слишком по душе довольно аскетичные черепичные крыши, которые тогда были в ходу в Европе, да и с утилитарной точки зрения металл был лучше: его не сносило ветром, он гораздо лучше выдерживал нередкие в те годы пожары. Еще одной причиной стала необходимость поддержки зарождающейся в начале XVIII века железоделательной промышленности страны. В дореволюционной России получил обширное распространение еще один вид металлической кровли — фальц, который, как и его предшественники, все еще оставался элитным и дорогим материалом, который могли позволить себе государство и обеспеченные граждане, но в то же время самым долговечным и практичным. С развитием станкостроения к фальцевым кровлям добавились кровли из гофролиста, профилируемого из оцинкованной стали. В 60-х годах ХХ века финский строитель Пааво Ранилла с помощью деревянных пресс-форм и гидравлического пресса изготовил оцинкованный лист со ступенчатым профилем в виде волны, по внешнему виду напоминавшим ряды обычной глиняной черепицы. Металлочерепица получила большую популярность по всей Северной Европе — она была легкой, быстрой в монтаже, отлично выдерживала самый толстый снежный покров. Отлично прижилась металлочерепица и в нашей стране, впервые появившись в начале 90-х гг.

Уже в середине 90-х благодаря растущей популярности материала в России появляются и первые производители, большинство из которых, впрочем, со временем ушли с рынка. Однако в тяжелой конкуренции в России появились очень важная отрасль и ее лидер — компания «Металл Профиль», которая за 25 лет работы превратилась из небольшого экспортера, начинавшего производство в небольшом цеху в Подмосковье в огромную компанию с 18 производственными площадками, которая по целому ряду наименований выпускаемой продукции лидирует не только в России и ЕАЭС, но и в мире.

Пионеры отрасли. Популяризатором новой технологии и кровельного материала наравне с финской Rannila выступил ряд отечественных компаний, которые на начальном этапе своего развития занимались преимущественно импортом продукции из Швеции и Финляндии. «Главная проблема российской промышленности была в том, что металлургические предприятия не могли обеспечить сырье надлежащего качества, — рассказывает руководитель проектного офиса компании «Металл Профиль» Андрей Тамеев. — Когда мы приняли принципиальное решение об открытии собственного производства, мы просто не нашли нужного нам по качеству материала. Первые годы работы нам пришлось возить из-за границы не только станки, но и сам стальной прокат, из которого на нашем производстве мы уже делали профнастил и металлочерепицу».

Игорь Ходин, один из пионеров производства металлической кровли в России, а ныне заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Металл Профиль», вспоминает, что у российских металлургов долгое время не получалось изготовить сталь необходимого качества, а основной претензией был разнотон — рулон начинался одним цветом металла, а заканчивался другим, что было совершенно недопустимо с точки зрения эстетики будущей крыши. Пользуясь популярностью (коттедж из красного итальянского кирпича с финской металлической черепицей уже тогда стал символом жизненного успеха и достатка, воспетым народным фольклором) этого материала, многие недобросовестные производители на собранных на коленках станках резали плоский стальной лист на куски, иногда красили, иногда оставляли бесцветным и в таком виде продавали потребителям. «Эта кустарная и довольно доступная по цене продукция могла убить рынок. Уже тогда добросовестным производителям приходилось выступать единым информационным фронтом, рассказывать о преимуществах изготовленных по всем правилам металлочерепицы и профнастила. «Мы тогда часто устраивали деловые экскурсии для партнеров на наше предприятие в Зеленограде, показывали, как устроено производство. Многие просили продать кровлю прямо здесь, в цеху: не верили, что потом со склада им привезут продукцию того же качества. Время такое было тогда — легко могли обмануть», — поясняет Игорь Ходин. Андрей Тамеев добавляет, что в тех условиях добросовестным производителям было нелегко прежде всего из-за неработающих регулирующих рынок государственных механизмов. «Советская система ГОСТов была разрушена, а евронормы, которые регулировали рынок на Западе, у нас не прижились: в них нет цифр, есть только параметры, но они остаются на усмотрение производителя. В итоге наряду с более или менее серьезными производствами образовалось множество полуподвальных цехов, производивших продукцию сомнительного качества», — рассказывает он. «Металл Профиль» наряду с открывшей в середине 90-х гг. несколько производственных площадок в России Rannila изначально позиционировался как одно из наиболее качественных и основательных отечественных производств, хоть и сделанных по образцу финских компаний. И сырье, и станки были импортными, велись и свои разработки, в том числе в партнерстве с другой финской компанией — Rautaruukki. Постепенно возраставшее благосостояние россиян помогало расти рынку металлочерепицы, а это, в свою очередь, позволило «Металл Профилю» наращивать производство, причем не только за счет физического увеличения количества станков, но и за счет различных технологических ноу-хау — были введены так называемые летающие ножницы, значительно увеличившие продуктивность линий, появилась возможность обрезки по контуру черепицы.

Стальная основа. Важной вехой развития отечественного производства металлической кровли стал переход на отечественное сырье — в 1999 году «Металл Профиль» начинает производство металлочерепицы из металла НЛМК. С этого момента, как отмечают эксперты, российские производители начинают окончательно выдавливать импорт из страны. В дальнейшем к выпуску высококачественного сырья для металлической кровли подключились и другие металлургические гиганты — ММК и «Северсталь». «У металла, как и у других строительных материалов, очень низкое транспортное плечо. Как только российские компании наладили производство исходного материала, импорт кровельных материалов практически сошел на нет», — объясняет заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза Анна Молчанова.

-2

Основным же полем для улучшений и, соответственно, конкуренции стали покрытия. Основой для производства металлочерепицы, как и профлиста и стального сайдинга, служит тонколистовая холоднокатаная сталь с цинковым покрытием, на которую наносится то самое лакокрасочное, а точнее, полимерное покрытие, дающее цвет, обеспечивающее кровле дополнительную защиту от механических повреждений, влаги, перегрева и т.д. Если на первом этапе развития отрасли и краски, и полимеры, как и технологии их нанесения, также перенимались из Европы, то в дальнейшем российские производители стали предлагать собственные решения, ничем не уступающие лучшим мировым образцам. Показательна история с британской металлочерепицей Prisma, которую в России на эксклюзивной основе представлял «Металл Профиль». «Когда ты пользуешься чужой технологией, это накладывает определенные обязательства, например, четко оговаривающийся в контракте объем продаж, нужно также учесть значительные логистические расходы и доплаты за бренд. Поработав с лучшими образцами, наши технологи смогли предложить покрытия, которые не уступали европейским образцам», — рассказывает Игорь Ходин. Сегодня «Металл Профиль», являясь, безусловно, одним их технологических лидеров российского рынка металлической кровли, на постоянной основе предлагает потребителям продукцию высокого качества с покрытиями собственной разработки, как и другие крупные игроки отрасли, например «Северсталь», НЛМК, Магнитогорский металлургический комбинат. Российская индустрия кровельных материалов из металла с покрытиями сегодня не просто не уступает европейской, но и по многим параметрам превосходит ее. По данным различных исследований, компания «Металл Профиль» является крупнейшим в мире производителем металлической кровли, фасадов и водосточных систем, на рынке также успешно работает порядка ста компаний, выпускающих металлочерепицу и профнастил. Общий ежегодный объем рынка металлической кровли составляет чуть более 200 млн кв. метров, однако есть серьезные перспективы для увеличения этого показателя. Как отмечают аналитики, производство индустриальных строительных материалов находится в прямой зависимости от объемов жилищного строительства, а оно в последние годы, по разным причинам, находится в стагнации (это и реформа долевого строительства, и повышение цен, и снижение реальных доходов населения). При этом пандемия обозначила изменившиеся ожидания россиян от собственного жилья — все чаще они хотят иметь собственный дом. Это мнение подтверждает и статистика: в 2019 году ИЖС росло значительно более серьезными темпами, нежели многоквартирное жилищное строительство. 2020 и 2021 годы только усилили эту тенденцию: обладатели квартир поняли, что во время форс-мажорных событий, таких как самоизоляция, гораздо комфортнее находиться в собственном доме.

Металлические кровли огнестойки — это одно из неоспоримых ее преимуществ. «Такие кровли экологичны, практически не требуют ухода, так как на гладкой поверхности не задерживаются опавшие листья, атмосферные осадки, а зимой легко сходит снег. В связи с этим нормами предусмотрено устройство на кровле различных по исполнению конструкций для снегозадержания во избежание травм пешеходов. Металлические кровли долговечны, ремонтопригодны, к ним легко подбираются и устанавливаются водосточные системы. Также есть мнение, что они дороже шифера, но этот недостаток легко компенсируется долговечностью и отсутствием расходов на эксплуатацию», — отмечает почетный архитектор России Анатолий Жмакин.

-3

От элитного — к доступному. Руководитель Art Studio HOUSE, архитектор Пьер Моро отмечает, что металлочерепица воспринимается как элитный кровельный материал и, в сущности, остается таким: он выглядит эстетически привлекательно, с его помощью можно воплотить на крыше интересные визуальные решения. Кроме того, он обладает эксклюзивными физическими свойствами. «Металл, как известно, является наилучшим по теплопроводности материалом, сейчас строители монтируют такие крыши с электрическим обогревом, что позволяет не нагружать кровлю снежной массой», — говорит Моро. При этом по цене металлочерепица и профнастил сегодня отнюдь не являются на рынке самыми дорогими видами кровельного материала. «Цены на металл поднялись, но и битумные покрытия также подорожали вслед за растущими котировками нефтепродуктов на мировом рынке, подорожали и лесоматериалы», — говорит она. Анна Молчанова приводит интересную деталь. В Москве и Московской области на недорогих быстровозводимых зданиях хозяйственного назначения производители сейчас по умолчанию устанавливают металлическую крышу, а битумную — как дополнительную опцию при условии доплаты. «Раньше было наоборот, — отмечает она. — Это характерный пример того, как меняется цена и восприятие потребителями стройматериалов. Если раньше металлочерепица воспринималась почти исключительно как премиальное кровельное покрытие, то сейчас она скорее ближе к массовому сегменту, довольно доступному населению». Анна Молчанова отмечает, что значительный потенциал роста металлической кровли заключен в более активной регулирующей роли государства и профессионального сообщества. Как отмечает эксперт, еще в середине 2000-х годов некоторые производители с целью снизить себестоимость кровельного материала стали делать ее из более тонкого листа — сначала 0,45-0,40 мм, а затем даже и 40 мм. Это, по словам Анны Молчановой, значительно ухудшило потребительские характеристики металлической кровли и снизило доверие к материалу в целом. В 2019 году вступил в действие ГОСТ Р 58153-2018 «Листы металлические профилированные кровельные (металлочерепица). Общие технические условия», который предусматривает, что толщина металла при изготовлении металлочерепицы должна быть не менее 0,50 мм. «Этот стандарт поддерживают все ведущие производители металлочерепицы и профлиста, он в определенной мере гарантирует качество продукции и в целом благотворно влияет на рынок металлической кровли», — говорит Молчанова.

Эксперты отмечают, что положительные сдвиги уже есть: рынок медленно начал выталкивать производителей некачественной продукции, и этот процесс будет продолжаться все ближайшие годы. Сказывается это и на общем качестве продукции, которая становится более безопасной и долговечной, что в конечном итоге приведет к росту доверия к металлочерепице со стороны потребителей и, соответственно, позволит производителям ощутимо нарастить ее выпуск. Для российских производителей металлочерепицы и профнастила есть и еще целый ряд обнадеживающих трендов, указывающих на рост в долгосрочной перспективе. Так, активно восстанавливается малоэтажное строительство: за первые пять месяцев 2021 года этот сегмент прибавил сразу 30% (по сравнению с аналогичным периодом 2020 года). По оценке аналитиков из ABARUS Market Research, вполне вероятно, что по итогам года будет установлено историческое для отечественного частного сектора достижение — более 90 млн кв. метров построенного жилья. Кроме того, как указывают аналитики, ИЖС — это не только сами дома, но и гаражи, и подсобные помещения, и другие хозяйственные постройки, которые также требуют монтажа кровли. Восстанавливается коммерческое строительство. Все эти факторы, как прогнозирует ABARUS, позволят производителям нарастить производство по итогам текущего года не менее чем на 2-3%. «Металлическая кровля остается одним из самых популярных видов кровельных материалов, она ассоциируется у людей с высоким качеством, долговечностью, презентабельным внешним видом. И это действительно так. При правильном монтаже и использовании качественных материалов такая крыша легко простоит 50 лет, не потеряв в своих основных характеристиках», — отмечает руководитель строительной компании «Перестрой-ка» Владимир Филиппов.