Если спросить детей, за что они не любят школу, большинство сразу назовут домашку.
Ее недостатки известны всем: слабых учеников она перегружает, сильных лишает радости от учебы; она приводит к утомлению, нервозности и конфликтам в семье; а если ссор не возникает — она до неузнаваемости деформирует общение детей и родителей.
Но поразительно даже не то, насколько нелюбима домашка детьми, поразительно насколько взрослые безразлично и неуважительно относятся к этому факту. Взрослым кажется, что домашняя работа, как горькая пилюля, будет действовать даже при полном нежелании больного ее заглатывать. В то же время обучение устроено совершенно иначе: его эффективность прямо пропорциональна его добровольности.
В чем же тогда смысл домашки?
Американский исследователь Альфи Кон переработал все исследования этого вопроса за почти сто лет и пришел к удивительному выводу.
Для начальной школы нет ни одного (!) свидетельства того, что объем выполнения домашки как-то коррелирует с академическими результатами.
В средней и старшей школе слабую корреляцию иногда можно установить, но она не означает причинно-следственную связь: больше домашки, возможно, берут на себя более способные ученики, и тесты они пишут лучше не потому, что ее сделали, а потому что были способными и без нее.
Таким образом, огромные объемы домашки, которые получает ребенок в обычной школе, продиктованы не рациональными соображениями, а своеобразным заговором учителей и родителей. Первые считают, что «чем больше ребенок учится, тем лучше», им не хватает квалификации и жалко времени урока. А вторые просто не доверяют собственным детям, и считают, что, если они займутся собственными делами, толку от этого выйдет меньше.
Несмотря на все, основные недостатки домашки — ее массовый, поголовный и бездумный характер — довольно легко устранить. Достаточно перестать принимать ее за данность и выдавать только тогда и только тем, кому она действительно необходима. Причем не повсеместно, а для преодоления конкретной сложности в обучении.
Если и учитель, и ребенок будут ясно понимать для чего выполняется то или иное задание, то, с одной стороны, качество обучения по любому предмету резко возрастет, а с другой — у ребенка высвободится много времени для того, чтобы заниматься тем, что ему нравится.
Ведь большая часть домашки окажется просто ненужной.
В следующий раз расскажу, в чем заключается проблема школьных олимпиад — подписывайтесь на канал!