Адмет, один из благороднейших персонажей мира древнегреческих мифов. Он обладал совершенно особым свойством характера. Я бы назвал это свойство толерантностью, если бы это слово не было в последние годы загажено кучами сексуально-политических испражнений. Скажем иначе. Адмет дружелюбно и доброжелательно относился ко всем людям, окружающим его. Был общительным и открытым человеком. Его не мучили недоверчивость и подозрительность.
Вместе с тем Адмет и не был и рохлей, этаким добрым, но никому не нужным человеком. Это был воин, умелый и заслуженный, владевший многими боевыми искусствами. И на равных участвовал с другими прославленными героями в походах сражениях и спортивных играх. В юности он вместе с Ясоном, Бореадами и Диоскурами участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Вместе с Мелеагром он охотился на Каледонского вепря.
Вот к нему в рабство и отправил Зевс своего своевольного сына Аполлона за убийство циклопов. Аполлон должен был охранять стада у этого царя города Фера в Фессалии. Здесь, мне кажется, требуется пояснение. Мы хорошо знаем самого известного циклопа. Это одноглазый великан, который преследовал своими домогательствами Нимфу Галатею и обрушил на её возлюбленного Акида скалу. А позже пытался превратить в пищу Одиссея и его спутников, на чём и лишился своего последнего глаза. Но Полифем, сын Посейдона, не был единственным Циклопом. Ещё в давние времена, после первой титаномахии, Уран-Небо и Гея-Земля породили трёх одноглазых великанов, которых звали: Арг (Сияющий), Бронт (Громовой) и Стероп (Сверкающий). Уран, увидев младенцев, тут же сковал их и бросил в Тартар. Титаны освободили их, но Крон снова сковал. Зевс по совету Геи для свержения Крона освободил циклопов. Они, прямо в соответствии со своими именами, ковали для Зевса перуны (громы и молнии), которые Зевс метал в титанов.
Именно таким перуном Зевс поразил Асклепия, великого врачевателя, который мог излечить любую болезнь. И даже вернуть к жизни уже умершего (а злые языки даже говаривали, что не бесплатно). Зевс именно за оживления поразил его перуном. А поскольку Асклепий был сыном Аполлона, тот мог отомстить только изготовителям перунов. (Ну,не мог он наказать своего папу Зевса, а наказать кого-то надо). Зевс воскресил Асклепия, дал ему бессмертие и поселил на Олимпе. И приговорил Аполлона к рабству на целый год (здесь источники расходятся (одни считают что это был просто один год, другие считают, что это был Большой год то есть 8 лет, третьи утверждают, что приговор был на четыре года.
Это было жестокое наказание. Унизительно для бога стать рабом у смертного. Но Адмет оказался добрым рабовладельцем. Он приходил к Аполлону, охранявшему его сад, и они вели долгие откровенные разговоры. Прямота и искренность Адмета настолько подкупили бога, что он даже договорился с мойрами (богинями судьбы) о возможности отсрочки смерти для него, если кто-то другой согласится заменить его на смертном ложе.
Аполлон помог Адмету и в браке. Дело в том, что избранница Адмета Алкестида была дочерью Пелия. А Пелий был злой человек. Это он отнял царство у своего брата Эсона. Это он обещал вернуть ему царство, если сын Эсона Ясон привезёт золотое руно. И обманул. Он любил куражиться над людьми и потому плохо кончил. Но всё это будет потом. А сейчас, когда Адмет сватал Алкестиду, Пелий заявил, что она выйдет замуж только за того, кто сможет запрячь в колесницу льва и вепря. Аполлон, во-первых, увеличил силы самого Адмета, а во-вторых в процессе запрягания играл на своей золотой кифаре умиротворяющую музыку.
Но когда пришёл смертный час Адмета, не оказалось рядом с ним никого, кто бы согласился ради него ускорить собственную кончину. Слишком нежные отношения формируют слишком изнеженные души. И только его любимая жена согласилась дать ему отсрочку, пожертвовав собственной жизнью. Скорбя и оплакивая свою жену, Адмет укладывает её на смертное ложе.
И как раз в этот момент в гости к Адмету заглядывает его старый друг Геракл. Он видит скорбящий дом, выспрашивает о причинах и устремляется в погоню. Геракл настигает бога смерти Таната и отнимает у него душу Алкестиды.
И приводит её к Адмету. Адмет в горе, он не хочет видеть женщину, приведённую к нему Гераклом. Но друг настойчив, он чуть не силой заставляет Адмета поднять покрывало. чтоб увидеть, кого он привёл.
И скорбь превращается в радость. Об этом писали свои трагедии "Адмет" Софокл и "Алкестида" Еврипид. О этом же можно прочитать у Гигина, Павсания, Псевдо-Аполлодора.
********
Послесловие
Сын Адмета и Алкестиды Евмел участвовал в сватовстве к Елене Прекрасной, а затем и в Троянской войне. Он был среди тех, кто скрывался в Троянском коне.