Найти тему

ИДЕЯ, ЗАМЫСЕЛ: как проверить ценность идеи, замысла, часть 2

В предыдущей статье я говорил о разных способах проверки идеи. Насколько идея интересна.
1. Проверка новизны.
2. Проверка на оригинальность.
3. Проверка убедительности и достоверности.

Сегодня расскажу еще о двух известных способах, которые почему-то многими писателями забываются.

4. ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИДЕИ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
Тут я вижу три варианта.

1). Развернутость идеи до логического завершения.
Грубо говоря, сказали «а», скажите «б». На конкурсы приходит много рассказов, где идея блестящая, а сама ситуация, развязка слиты. Автор не смог ни обосновать идею, ни развить, не превратил все в увлекательную историю. Яркость, своеобразие языка, стиля тут тоже имеют значение.
«Упаковка» идеи важна. Надо ли «топить» ее в красивостях, во множестве деталей, в научных терминах, во всевозможных вставках: размышлениях, попутной информации, пояснениях любого рода? Это уже писательское мастерство – подача идеи.
У другого писателя, наоборот, серия рассказов может сложиться в хороший роман.

2). Исчерпанность – важный критерий для проверки идеи.
Бывало у вас так, что хотелось продолжения? Короткий рассказ, в котором сказано все важное, но хочется чего-то еще. Законченный роман, но жаль расставаться с героями… Значит ли это, что краткость развития плоха?
Я очень люблю «Гранатовый браслет» А. Куприна, мне хочется знать, а что было дальше, поменялась ли судьба героини. Однако понимаю, что писатель выполнил задачу. И, как бы мне ни хотелось, все исчерпано.

Краткость развития плоха тогда, когда автор решает задачу наполовину, бросает идею, переключается на другую. Такое часто бывает в романах, когда писатель «забывает» закончить, скажем, линию второстепенного персонажа и тот замысел, который вкладывал в эту линию.

3). С другой стороны, есть риск вовремя не остановиться, тогда идея разворачивается до сюра, абсурда, и ее суть тонет во всем этом словопотоке.

5. ПРОВЕРКА ОБЩЕЙ ЦЕННОСТИ

Странное дело, но идея бывает «бездушной», если она никак не связана с человеком в общем смысле этого слова. Мне, например, не нравится «Ложная слепота» Питера Уоттса (спорить можно!). Я не испытывал удовольствия от чтения, да, с чисто научной точки зрения – интересно, но от художественной книги я жду особого императива. Как ни крути, вся литература о человеке и для человека, даже если герой фантастического романа – инопланетянин, а герой фэнтези – эльф или вампир. То есть речь об общечеловеческой ценности идеи.

► Ваша идея может быть интересна одному человеку (один читатель всегда найдется). Она может интересовать группу, к примеру, любителей определенного жанра, читателей одной страны и т.д. Книги С. Кинга не читают противники мистики, хоррора. Известного в своей стране писателя мало знают в другой и т.д.

► Идея может и должна выражать общечеловеческие ценности определенного времени. Ну, современного. Скажем, счастье в любви – ценность для всех людей любых времен и пространств, ценна и сегодня. Тема вечная, а идея, проблематика важны современные.

► Важна
актуальность, востребованность. Сколько угодно можно писать что-то новое о жизни древних греков и их проблемах, но тема и идеи будут интересны довольно узкому кругу читателей.

Вечная тема, вечная идея, общечеловеческие вневременные ценности. Да, я о том, почему сегодня все продолжают читать и любить «Ромео и Джульетту», «Илиаду», «Путешествия Гулливера» и т.д. Такая идея, возникшая в точное время, потом не исчезает, ее актуальность не снижается, возможности развития бесконечны. К примеру, робот, придуманный К. Чапеком в 1920 году («Россумские универсальные роботы»), – преувеличить ценность этой идеи трудно, охватить взглядом то, что родилось на ее основе, – тоже.

«Все новое – это хорошо забытое старое». Я о способах проверки идеи. Итак, проверить идею можно, оценив следующие параметры (рис.)

-2

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.

Другие публикации канала:

КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ ПИСАТЕЛЬСКОЙ «ПРОБУКСОВКИ»

ПИСАТЕЛЬСКАЯ «ПРОБУКСОВКА» – это не творческий кризис и не потеря вдохновения. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

КАК НЕ «РАЗДУТЬ» НАЗВАНИЕ КНИГИ, НО «ЗАПИХНУТЬ» В НЕГО ВСЕ, ЧТО НАДО

литература писательство писательское мастерство как написать книгу