Найти тему

Успение Богородицы и Серафимо-Дивеевский монастырь

Приблизительно в 63 году н.э. в Иерусалиме произошло событие, ставшее основой одного из двенадцати главных христианских праздников – Успение Божией Матери. В католической, Константинопольской, Элладской и ряде других православных церквей он приходится на 15 августа. Русская православная церковь празднует его по григорианскому календарю, 28 августа. Для Серафимо-Дивеевского женского монастыря этот день имеет особое значение.

После распятия Христа Богородицу взял на попечение его ближайший ученик апостол Иоанн. Последние годы своей земной жизни Дева Мария провела в Иерусалиме, где ежедневно ходила молиться к Голгофе и Гробу Господнему. В один из таких моментов ей явился архангел Гавриил. В свое время он приносил Пречистой Деве благую весть о рождении сына. На этот раз Гавриил сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

Так Богородица узнала, что через три дня придет ее время. Она простилась с близкими и призвала апостолов, которые чудесным образом явились к ней в срок, несмотря на то, что находились в разных концах земли, неся людям учение Христа. Затем Дева Мария мирно скончалась. Гроб с ее телом апостолы установили в пещере, завалили вход камнем и удалились. Согласно апокрифам, в церемонии не участвовал лишь апостол Фома. И когда спустя три дня апостолы открыли гробницу, чтобы Фома смог убедиться в погребении Богородицы, ее тела там не оказалось. Вскоре Фоме было явлено, как Дева Мария возносится на небо. Апостол попросил ее дать ему благословение, и Богородица сбросила ему пояс.

Позднее помещенный в золотой ковчег с царской печатью Пояс Пресвятой Богородицы стал одной из главных христианских реликвий, с его помощью свершались многочисленные чудеса и происходили исцеления. По легенде, когда в 1073 году византийские мастера пришли из Константинополя в Киев строить Успенский собор в Киево-Печерской Лавре, им явилась Богородица со словами: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Греки послушно взяли святыню за единицу расчета и возвели архитектурное чудо. Именно этот Пояс был взят в качестве меры при строительстве храмов Серафимо-Дивеевского монастыря - четвертого после Афона, Киева и Иверии удела Богоматери на земле. Поясом была отмерена и Святая Канавка, сооруженная в монастыре по инициативе и при непосредственном участии преподобного Серафима Саровского.

25 ноября 1825 года 70-летнему иеромонаху Свято-Успенской Саровской пустыни Серафиму было видение Богородицы. Пресвятая Дева приказала старцу создать в Дивеево, где игуменья Александра построила каменную церковь Казанской Богоматери, новую, Мельничную общину, и отгородить ее от старой, Казанской, специальной канавкой – насыпью со рвом. В видении Серафима Богородица прошла вокруг по участку площадью в три гектара, где должна была появиться канавка, объяснив, где именно и как она должна пролегать, показав все ее повороты. Это небольшое фортификационное сооружение должно было делать неровный круг по периметру будущего храма, куда Богородица распорядилась забрать нескольких сестер из старой общины. По словам Пречистой Девы, ров должен был стать защитой от Антихриста: тот не сможет перейти препятствие. Кроме того, Богоматерь продиктовала Серафиму устав новой обители, велела ему срубить в саровском лесу деревья и построить из них на указанном участке мельницу, девятнадцать келий и две церкви.

За строительство взялись сами сестры под руководством старца. Никаких инженерных расчетов и чертежей Серафим не составлял, поскольку, по его словам, «канаву сама Царица Небесная своим пояском измерила». Лишь в самом начале работ он вместе с монахинями расставил на земле необходимые метки. Строительство Канавки продолжалось до самой смерти Серафима Саровского. Он будто ждал окончания процесса, и когда Святая Канавка была готова, скончался в келье Саровского монастыря во время коленопреклоненной молитвы. Это случилось 2 января 1833 года. Через 70 лет, по инициативе Николая II, старец Серафим был прославлен Русской православной церковью в лике преподобных.

После революции в национализированных зданиях Дивеевского монастыря открыли трудовую артель, а в 1927 году Святую Канавку засыпали, проложив через ее территорию дорогу, а также водопроводные, канализационные и газовые трубы. После распада СССР восстановление дивеевской святыни длилось семь лет – с 1997 по 2004 годы. В 2006-м был прорыт последний отрезок, оставленный прежде для прохода детей в расположенную рядом школу. Поскольку восстанавливать Канавку решили по заветам Серафима Саровского, работы, как и в 1826 году, велись вручную, с использованием самых простых инструментов. Расположение Канавки также скорректировали по первоначальному, «саровскому» варианту. Тропу выложили бетонными кирпичами, вдоль вала установили металлическую ограду, а дно рва забетонировали. Длина Канавки составила 775 метров, а территория внутри нее — 2,995 десятины, как и за 120 лет до этого.

В 2011 году, когда в Дивеево запланировали строительство нового храма, о котором мечтал еще Серафим Саровский, Пресвятая Дева снова прислала свой золотой Пояс. В Серафимо-Дивеевский монастырь был доставлен со святого Афона, из Ватопедского монастыря, рака с Поясом Богородицы. Длина Пояса Пресвятой Богородицы – 1,2 метра. Пропорции нового - Благовещенского собора составили двадцать Поясов в ширину (24 метра), тридцать в длину (36 метров) и пятьдесят в высоту (60 метров). Сегодня великолепный Благовещенский собор, единственный однокупольный и самый большой храм в обители, площадь застройки которого 2200 кв. м, - одно из самых ярких украшений Дивеевского монастыря. Он ладно выстроен на одной линии с великолепным Троицким собором и величественной колокольней монастыря. И, словно пояс Пречистой Девы, храм обвивает Святая Канавка.