Если цель школы — подготовить ребенка ко взрослой жизни, а секс, как ни крути, ее важная часть, то кажется, что сексуальное воспитание в школе неизбежно.
Именно в подростковом возрасте у детей начинается половое созревание, они начинают искать ответы на совершенно естественные вопросы и, конечно, находят их — но где и какие? Кажется, что совершенно разумно давать им эту информацию в хорошо продуманных дозах и в контролируемых условиях школы.
Здесь можно возразить, что, возможно, это дело семьи, но в семье это может быть неловко ребенку, не у всех может быть оба родителя, а кроме того, родитель может быть сам просто не готов к такому разговору. В школе же детей можно, в том числе, разделить на две группы и позволить, совместно или индивидуально, задать любые интересующие вопросы.
С другой стороны, о чем ты можешь реалистично говорить с ребенком, принимая во внимание ту точку, в которой находится наше государство и наше общество?
Например, один из самых известных педагогов XX-го века Александр Нилл, создавший сто лет назад школу Саммерхилл, известную своим ультра свободными правилами (в школе разрешалось не посещать уроки столько, сколько нужно ребенку, что иногда длилось годами) всегда выступал против сексуального воспитания в школе. Для тех, кто немного знаком с педагогикой Саммерхилла это кажется невероятным! И тем не менее это так.
Почему? Потому что, говорил Нил, ты не можешь говорить с ребенком об эмоциональной составляющей секса, о том, что секс — это вообще-то весело и очень здорово. Ты вынужден уводить разговор в сторону скучной физиологии, пестиков и тычинок.
Нилл понимал, что главная педагогическая аксиома заключается в том, что любое взаимодействие в школе должно быть направлено на повышение доверия между детьми и взрослыми. Если ребенок чувствует, что взрослый ему врет, что-то замалчивает или фальшивит (а ребенок почти всегда это чувствует), то доверие падает, а вместе с ним падает и педагогический эффект от его пребывания в школе.
Поэтому если не можешь говорить честно, лучше даже не заводи разговор.
Согласны ли Вы с этим?