Швейцарская компания по производству подвижного состава медленно, но верно закрепляется на рынке колеи 1520 мм. Сейчас их электропоезда на постоянной основе эксплуатируются в 5 странах бывшего СССР. Практически все двухэтажные электропоезда на пространстве 1520 - произведены Штадлером. Сможет ли компания закрепится на этом рынке?
*Уточнение: далее под рынком/пространством/колеёй и тд с припиской 1520, стоит понимать совокупность линий железных дорог бывших стран Советского Союза.
Заказы из Белоруссии
Первым полноценным контрактом Stadler на пространстве 1520 стал заказ от Белорусской железной дороги на 2 типа поездов, получивших названия:
- ЭПг - для пригородных линий, 4 вагона, всего 6 составов;
- ЭПр - для межрегиональных линий, 4 или 5 вагонов, всего 10 составов.
Поставки были в 2011-2014 году. По факту - это адаптированный под колею 1520 Stadler Flirt 2. Такие же машины были построены для Финляндии ранее, и параллельно поставлялись в 2 вариантах в Эстонию.
В 2015 появился новый заказ на межрегиональные поезда, которые получили обозначения ЭПм. Они уже были разработаны полностью в интересах Белорусской железной дороги, габарит приближен к 1-ВМ. Первые 2 машины поступили в эксплуатацию в 2016 году, в 2021 ожидается ещё 4 состава. Все эти составы были произведены на заводе "Штадлер Минск", который, по сути, стал плацдармом для европейского производителя.
Также Штадлер выиграл конкурс на поставку поездов для 3 линии Минского метрополитена. Всего произвели 10 составов (6 по 4 вагона, 4 по 5 вагонов).
Два этажа, Аэроэкспресс и случайные покупатели
Успешный кейс с заказчиками из Белоруссии побудил швейцарцев развивать направление стран бывшего СССР. К 2014 году они создали собственную площадку для крупноузловой сборки подвижного состава и практически завершили создание новой адаптированной платформы на базе "Stadler Flirt", которая позже станет серией ЭПм.
Параллельно был подписан контракт на 25 двухэтажных составов серии Stadler KISS для российской компании "Аэроэкспресс". Ими планировалось полностью обновить поезда на Московском узле. В начале 2014 года с данным контрактом начались серьёзные проблемы, так как курс иностранных валют сильно изменился и платить за составы стало нечем, но компаниям удалось найти компромисс. Из 25 составов Аэроэкспресс получил 9 шестивагонных и 2 четырёхвагонных поезда.
По 4 состава были проданы Азербайджан и Грузию, все они четрёхвагонные. Таким образом, один крупный контракт одного заказчика, разделился на три контракта. Позже Азербайджанские железные дороги дозаказали ещё четыре состава, а в 2020 сделали большой заказ на одноэтажные электро- и дизель-поезда, на основе серии "ЭПм".
Кстати, относительно недавно на МЦК обкатывали двухэтажный ЭШ2, в качестве эксперимента. Видимо запрос на двухэтажный подвижной состав для Москвы уже близок, но вот перспектива участия швейцарцев туманная.
Метелица и Чижик
Stadler решил не останавливаться на магистральном железнодорожном транспорте и предложил для рынка СНГ - серию трамвайных вагонов «Метелица». Первым в серии стал Stadler B85300М. Трехсекционный трамвай со 100% низким полом, длиной 26 метров, с 2 кабинами. В 2014 году это был один из самых перспективных проектов; вагон испытывался в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Самаре и Минске. К сожалению, в серийное производство он не пошёл, так как к тому моменту для Москвы уже была готова новая версия Витязя от ПК ТС, а Самара и Краснодар выбрали модель 71-631 от УКВЗ. В Минске вагон проработал около года и убыл на завод.
Чуть более успешно сложились взаимоотношения с Транспортной Концессионной Компанией из Санкт-Петербурга, которая заказала удлинённую (до 33,4 метра) версию с обозначением Stadler B85600М. Все 23 трамвая получили брендовое название "Чижик" и фирменный зелёный окрас. Трамваи двухкабинные и рассчитаны на эксплуатацию без разворотных колец. Сеть концессионных линий в перспективе будет расширятся, и дозаказ Чижиков - вопрос времени.
К слову, первый вагон Stadler B85300М в начале сентября, спустя год простоя на заводе, оказался в Харькове на испытаниях. С учётом недавнего соглашения между Украиной и Швейцарией о предоставлении кредитных средств на обновление подвижного состава, закупка 853-ей модели - реальная перспектива.
Второй завод
В августе 2021 года на испытания на полигоне Украинских железных дорог пригнали уже знакомую ЭПм из Белорусского заказа. Это связанно с достаточно крупным тендером, который объявили Украинские ж/д, и в котором хочет участвовать Stadler. Предварительно есть план по закупке 30 поездов для Киева и 30 - для регионов.
Также был подписан меморандум о возможности предоставления кредитных средств со стороны Швейцарии, которые покроют часть стоимости 60-ти поездов.
Главное условие работы - локализация производства, под которое уже выделили площадку в Харькове. Таким образом, Украина в перспективе сможет стать главным покупателем техники Stadler.
Итог
Stadler, как крупная машиностроительная компания, одной из последних зашла на рынок постсоветского пространства. Доля её решений значительном меньше Siemens'а (СП с Уральскими Локомотивами) и Alstom'а (сотрудничество с ТМХ, крупные поставки в Казахстан и Азербайджан), но постепенно увеличивается за счет адаптации особого продукта к требованиям на пространстве 1520. А что Вы думаете о перспективах компании Stadler?
У нас есть Telegram канал с анонсами публикаций и короткими заметками. Подписывайтесь!