"Тот самый Мюнхгаузен" - удивительный фильм. В первой части зритель испытывает искреннее желание убить главного героя. А во второй всецело становится на его сторону. Почему? Как можно настолько диаметрально изменить точку зрения?
Ведь, казалось бы, барон Мюнхгаузен - врун и эгоист. Жить с таким мужем - мучение, недаром его супруга Якобина сбежала. Быть такому хозяину слугой - пытка, ибо у него 7 пятниц на неделе и вообще непонятно, чего он хочет. Но... слуга барона, Томас, не только с восторгом воспринимает все его идеи, но и остается верным ему до конца, когда отвернулись все остальные. Вероятно, все дело в человеческой природе.
Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен действительно жил когда-то в небольшом городке Боденвердер. Кстати, там сейчас есть и музей этого персонажа (достаточно скромный), и несколько памятников ему. Он прославился как рассказчик совершенно фантастических историй. Первые рассказы о нем появились в Берлине в 1781 году, книга Распе вышла на английском в 1786, а на русском - в 1791, причем в России она издавалась под названием "Не любо - не слушай, а лгать не мешай". Кстати, в это время сам герой еще жил, здравствовал и не очень хорошо относился к литературной славе, так неожиданно на него свалившейся.
В 1976 году Г. Горин написал пьесу "Самый правдивый", которая несколько лет с успехом шла в театре Советской армии. А затем режиссер Марк Захаров решил эту вещь экранизировать. Фильм "Тот самый Мюнхгаузен" вышел в 1980 году. Советские зрители получили роскошный подарок на Новый год, ведь показан он был 1 января.
Действие в фильме происходит в 1770-х годах и снимался он в самой настоящей Германии. Правда, не в Боденвердере (этот город отошел к ФРГ), а в не менее живописном Вернигероде.
Но не ищите каких-то исторических реалий. Как и в фильме "Формула любви" Захарова, XVIII столетие здесь весьма условное. Потому что люди, жившие тогда еще не придумали швейной машинки, на которой так лихо строчит герцог, не носили таких костюмов (обратите особое внимание на фехтовальный наряд баронессы и ее сына, там исключительно креативная фантазия на тему "как мог бы выглядеть женский спортивный костюм в XVIII в.), а бородами и усами в ту пору щеголяли разве что военные некоторых родов войск (усы) и крестьяне (и то далеко не все). Но, когда смотришь фильм про фантастического фантазера (простите за тавтологию), об этом забываешь. Потому что главное тут - люди, которые мало изменились с XVIII столетия.
Это не родные и друзья отвернулись от барона, когда он решил "воскреснуть" во второй серии. Нет, тут речь идет не о дамах в фижмах и высоких париках, не о кавалерах в кафтанах и при шпагах. Захаров говорил о своих современниках, колебавшихся вместе с линий партии. Причем, что интересно, тут он сыграл роль провидца. И 10 лет не прошло, как те, кто кричал "не читал смотрел, но осуждаю", начали открывать видео-салоны, где за немалые деньги (в Москве билет стоил 3 рубля) можно было приобщиться к западным фильмам, так долго запрещенным в СССР. Это не баронесса Якобина фон Мюхгаузен изменила позицию, признала мужа и собралась печатать воспоминания о их якобы совместном путешествии на Луну. Это наши издатели, почуяв ветер перемен, тут же вместо трудов классиков марксизма-ленинизма начали издавать фантастику, мистику а также разную литературу по народным методам лечения и сонники. Жаль, нельзя узнать, что думал Марк Анатольевич, глядя как сбываются все самые абсурдные его идеи.
В ленте "Тот самый Мюнхгаузен" сыграли многие любимые "захаровские" актеры: Олег Янковский в главной роли, Александр Абдулов, в роли Генриха Рамкопфа, Всеволод Ларионов в роли судьи. Интересно, что пришлось долго убеждать худсовет, что Янковский воплотить образ барона. Актера посчитали слишком молодым (35 лет). Да, экранные родители Л. Ярмольника, Янковский и Чурикова, были всего на 10 лет старше сына. Но никто из зрителей этого не заметил. К слову, а вы обратили внимание на то, как что ходит И. Чурикова в этом фильме исключительно исторически верно? Когда дамы носили фижмы, они не могли опустить руки.
Кстати, а вы помните Л. Полищук в этом фильме? Я очень удивилась, увидев ее роль в титрах. А она там есть. Играет певичку в эпизоде во второй части.
Музыку к фильму написал А. Рыбников и она прекрасна. Хотя музыканты одеты и причесаны так, что, попади они в реальный XVIII век, этих пришельцев опознали бы в первую минуту.
"Тот самый Мюнхгаузен" - один из лучших фильмов Марка Захарова, причем эта лента донельзя актуальна и сегодня. То есть, автор пьесы Г. Горин и режиссер М. Захаров сумели не просто рассказать историю какого-то чудика, жившего в далеком XVIII веке, но показать пороки человечества.
Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.