Утром, 15 июня 1942 года, в 4 милях северо-восточнее Южногогландского маяка, постами наблюдения как с советской так и с финской стороны был зафиксирован двойной взрыв. В следующий день на месте взрыва наблюдался обширный разлив масла, по которому отбомбились финские бомбардировщики, так погибла малая подводная лодка М-95, вместе со всем экипажем в 20 человек.
Ее заложили 25 декабря 1938 года, она относилась к 12-ой серии малых подводных лодок, под общим названием "Малютка".
Семейство "Малютка" объединяет в себе несколько серий лодок разных проектов, конкретно 12-я серия вышла числом в 46 лодок, из которых 28 успели сделать до второй мировой, они были лучше двух первых проектов, но все же не блистали идеальным совершенством. Если младшая сестра М-96 смогла утопить один финский транспорт "Хелен" 1850 брутто тонн, то М-95 была не самой везучей, она то вылетала на мели, то в ней что то ломалось, то сталкивалась со своими же, столкновение с М-97, короче заслужила репутацию не самой удачливой. Дело тут не в лодке, дело в том, что из-за революционных событий и гражданской войны, российские подводники почти утратили связь поколений и должного уровня подготовки не имели, не только матросы и технические специалисты, но и старшие офицеры, включая командиров лодок.
Когда началась война, М-95 выполняла в основном функции прикрытия и разведки, ее единственная торпедная атака, стала подтверждением уже ранее описанного уровня подготовки экипажей. Выйдя в дозор 11 июня 1942 года, М-95, 13 июня, атакует остов транспорта "Шауляй", уже давненько сидящего на камнях острова Гогланд. На ошибочную атаку израсходовали запас торпед, для пополнения которого пришлось идти на базу. А 14 июня лодка ушла в свой последний поход.
Вплоть до 1989 года точное местоположение погибшей лодки было известно лишь приблизительно, а в 1989 году при обследовании акватории Балтийского моря аналоговыми гидролокаторами, восточнее острова Гогланд был обнаружен объект весьма похожий на корпус погибшей подводной лодки типа "Малютка". Еще раз лодку обнаружат в 2004 году, но и тогда однозначно опознать ее не смогут, хотя уже тогда исходя из документов было предположено, что это М-95. Только в 2015 году останки лодки наконец осмотрели визуально.
Обследование однозначно выявило, что причиной гибели был подрыв на мине, после которого лодка прошла какое-то расстояние и ударившись носом о дно, легла на грунт. Носовые отсеки при этом смялись. Скорее всего мина поразила лодку в место где располагался аварийный буй.
Рубочный люк закрыт, а кормовой приоткрыт, но открыть его полностью помешала согнутая взрывной волной стойка леерного ограждения, которая зажала его не позволив открыться полностью.
Согласно схеме устройства лодки , картина гибели весьма мрачна.
Очевидно зацепив трос мины левым носовым горизонтальным рулем, лодка подтянула ее к себе и удар произошел в районе спасательного буя, уничтожив его. Данное повреждение привело к затоплению носовых отсеков и разрушению ограждения рубки, плюс быстро заполнился центральный отсек.
Поскольку как основные баллоны для продутия балласта, так и системы прямого управления им остались в затопленных отсеках, надежда у оставшегося экипажа была только на кормовой шлюзовой люк. Лодки 12 серии "Малюток" имели только носовые торпедные аппараты, в корме их не было. Но люк оказался блокирован согнутой стойкой леерного ограждения, поскольку габариты люка рассчитаны на одного члена экипажа, этот моряк так и погиб не сумев выбраться, назад ему хода не было.
Финское минное заграждение погубившее М-95 носило название "Рукаярви", это заграждение собрало обильный мрачный урожай из советских лодок прорывавшихся в Балтику.
Более чем вероятно, что место гибели объявят братской могилой и воинским захоронением, а на корпусе установят табличку с именами погибших моряков.