Найти в Дзене
Городской Курьер

"Это была наша жизнь". Репортаж из присаровского поселка, который уничтожили пожары

Человек привыкает ко всему. Если две недели назад ситуация с пожаром саровчан откровенно пугала, неделю назад настораживала, сейчас же горожане как-то расслабились, многие вернулись к своему привычному образу жизни. Устали бояться. А тем временем лес продолжает гореть.

Огонь завоевывает все новые и новые территории. Ветер, горячий и сухой воздух способствуют этому. С пожаром уже больше трех недель продолжают бороться МЧСовцы, сотрудники заповедника, муниципалы.

Борьба идет, как на любой войне, с переменным успехом. Только порадовали нас известиями, что пожар практически побежден, так чуть ли не на следующий день он разгорелся снова с возросшей силой. Удалось отстоять Саров, не допустить распространения огня на площади Ядерного центра. Удалось отвести беду от Аламасова, где 12 числа была объявлена готовность к эвакуации. А вот поселок Стеклянный защитить не получилось.

Металл  - не помеха для огня. Автомобили уничтожены дотла
Металл - не помеха для огня. Автомобили уничтожены дотла

Выжженная земля

По официальной информации, там сгорело 10 домов и одна дача. К счастью, никто не пострадал. По рассказам местных жителей, сгоревших домов больше: более пятнадцати. Плюс в огне пропало имущество, у кого-то погибли в огне животные и птицы.

В поселке обитают в основном дачники. У многих там раньше жили пожилые родственники, бабушки, дедушки, сейчас же эти дома используют «сезонно». Постоянно живущих людей в Стеклянном единицы, найти их и пообщаться не удалось.

Первое, что бросается глаза, – это последствия сильного жара, который обжег землю в Стеклянном. Черная обезвоженная земля. На ветвях высох­шего терновника – запеченные плоды. На пепелищах, где ранее стояли дома, банки, бутылки, куски оконного стекла оплавились, потекли и застыли причудливыми формами. Кое-где угадываются куски шифера с крыш, при прикосновении они рассыпаются в крошку.

Сгорела церквушка, от нее остался крест, прислоненный к дереву.

Конечно, когда нависла угроза, жителям объявили об эвакуации. Многие уехали сами на машинах, кто-то решил вернуться и присмотреть за имуществом.

Виктор «поймал» огонь на подходе к дому. А вот баней, стоящей на самом краю у дороги, отделяющей жилую территорию от заповедного леса, пришлось пожертвовать. Пожарные рукава до нее не дотянулись, да и дом все-таки важнее.

От жилых домов, в которые было вложено столько жизни, огонь не оставил ничего
От жилых домов, в которые было вложено столько жизни, огонь не оставил ничего

Виктор: «Конечно, переживаю, как не переживать? Теплая банька была, добротная, столько лет нас мыла. Еще отец мой строил. А вот сейчас сруб разбираем, чтоб в глаза не бросалось, ничего чтобы не напоминало».

Места в Стеклянном до недавнего времени были прекрасные. Дома, по сути, стояли в лесу, природа, воздух… Эта близость к лесу и сыграла роковую роль: несколько домов были взяты в огненное кольцо: пламя подступило и со стороны огородов, и со стороны улицы. На месте построек осталось практически ровное место. По следам на земле угадывается, что когда-то стоял забор. Груды обугленных бревен и профнастила. Покоробившиеся поликарбонатные теплицы с погибшими растениями. Срубы колодцев выгорели до воды, на их местах остались квадратные глубокие котлованы. О красоте и ухоженности хозяйства теперь напоминают лишь фотографии.

Одну из фотографий показывает приехавший на пепелище житель. Показал снимок погибшей в огне красавицы-кошки. Рассказал, что дом когда-то принадлежал теще. С семьей при любой возможности приезжали сюда, что-то облагораживали, что-то достраивали. Уехали в отпуск, но пришлось вернуться по звонку знакомых, что Стеклянный горит. Приехали, но уже было поздно: от дома ничего не осталось, как и от машины, оставленной в гараже. «Дастер», 40 тыс. километров пробега всего, сейчас среди кирпичей выглядывает обгоревший остов кузова. Чудом уцелела банька на окраине участка.

Хозяйка сгоревшего дома дотушивает то там, то здесь возникающие островки открытого огня. Поливает садовой леечкой, закидывает песком.

«Все говорят, что это дача. Ну какая это дача? Это жизнь, а не дача. У меня бабушка еще тут жила, а потом мы здесь, хоть и живем в Сарове».

Хозяин сгоревшего дома: «Восстанавливать хозяйство, наверное, все-таки будем. Когда, пока не знаем, должна боль улечься. Обидно, что чья-то безалаберность привела к такой потере».

В ситуации будут разбираться специалисты, но, скорее всего, уже после того, как пожар будет потушен.

Пока же жители настроены решительно: «Будем обороняться! Лопатами и вилами отстаивать свои дома! Нам жалко, мы столько трудов здесь положили...»

На особом контроле

Сообщение из пресс-службы губернатора Нижегородской области поступило в редакцию в день сдачи номера в типографию.

«24 августа в городском округе Первомайский по поручению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина прошло заседание комиссии по чрезвычайным ситуации. Пожароопасная ситуация на границе с Мордовским заповедником находится на особом контроле. Со стороны правительства Нижегородской области и органов МСУ оказывается вся необходимая поддержка.

В г.о.г. Первомайске Нижегородской области на землях лесного фонда локализовано два очага природных пожаров площадью 5 и 54 га. Угрозы населенным пунктам нет. В случае ухудшения обстановки готовы к развертыванию четыре пункта временного размещения вместимостью 750 человек в школах и Центре дополнительного образования.

Всего от Нижегородской области на территории г.о.г. Первомайска и Сарова были привлечены 1 357 человек, 233 единицы техники, от МЧС России – 624 человека, 108 единиц техники. К тушению пожара привлечены пожарные поезда и авиация».