Найти тему

1 сентября: праздничное ли настроение у учителей

Чем недовольны учителя. Картина Роберта Уильяма Бусса "Первый рисунок"
Чем недовольны учителя. Картина Роберта Уильяма Бусса "Первый рисунок"

Учитель школы России (мыслящий учитель) категорично не принимает (опираемся на данные научной периодики, материалы педагогических сайтов, общение с магистрантами, работающими в школе, а также на собственный опыт работы в средней школе и системе повышения квалификации педагогов) стандартизацию содержания образования (в виде, предпосылаемом обучающимся), принцип оплаты труда в образовательной организации, утверждающуюся конкуренцию в системе образования, общий (реальный) статус педагога в стране и отношение к себе как предмету реформ со стороны государства.

Выскажемся о каждом из категоричных отрицательных суждений педагогов.

Стандартизация, ЕГЭ

Не принимается стандартизация содержания образования. Не принимается как то, что выплескивает глубины смыслов общеобразовательных дисциплин и сводит обучение к овладению учениками контрольно-измерительными материалами к экзамену в формате ЕГЭ [2].

Стандартизация содержания образования, последовательно проводимая (что и осуществляется в школе России), есть редукция (культурного, научного, образовательного) бытия к некоей абстракции. ...

Культура, наука, образование суть миры, иррационально созданные и иррационально развертывающиеся. Постижение их также носит характер во многом иррациональный (спонтанно-творческий). Внесение элемента рациональности (в данном случае – стандартизации) в постижение этих реалий должно быть строго нормировано и, безусловно, не иметь довлеющий характер над спонтанными формами вступления человека в пространство ценностей, научного поиска и развития себя самого как мыслящей субстанции.

Стандартизация содержания образования в школе России ведет к сужению мышления обучающихся (сужению к гносеологии, закрепленной в контрольно-измерительных материалах), общей редукцией развития духовности человека к тому, что может быть измерено и потому в основе своей убого и бесперспективно (как для индивида, так и для социума).

Стандартизация содержания образования - выразимся в форме положительного суждения - должна быть сведена до минимума.

Оплата труда

Оплата за фактически осуществленный педагогический труд (не за час) – реалия, особо вызывающая неприятие мыслящих педагогов. Как можно измерить - в денежном эквиваленте - реальный вклад того или иного педагога в воспитание конкретного школьника?

Категории личности, личностного взаимодействия исключают привнесение рационального фактора в качестве определяющей величины в процесс возникновения взаимоотношения двух и более субъектов [3].

В школе ни в коем случае нельзя предоставлять возможность зарабатывать - в школе должно получать достойную заработанную плату за фиксированный час рабочего времени. Педагог, ставящий целью заработать в школе (выиграть грант, получить надбавку к заработанной плате, прочее), перестает быть таковым. Предмет его внимания - то, что может быть измерено, то есть то, что далеко от воспитания, от педагогической деятельности.

Реалия оплаты труда за так называемый результат в образовании, введенная по инициативе правительства страны, принесла куда как больше вреда, чем пользы (полагаем, статистика закрепления в школе педагогов и общей результативности деятельности образовательных организаций наглядно об этом свидетельствует; педагогические сайты изобилуют информацией о неприятии учителями системы оплаты их труда).

Конкуренция

Конкуренция не приемлема в образовании. Не приемлема, во всяком случае, в школьной системе образования.

Конкуренция как реалия, привнесенная из хозяйственно-экономической сферы, есть вытеснение сильным слабого из той или иной общественно значимой деятельности. Конкуренция, как это выводится из ее определения, возможна и необходима там, где речь идет о продукто-ориентированной деятельности.

Если школа есть место, где предоставляются образовательные услуги (к примеру, гарантированная сдача экзаменов в формате ЕГЭ), конкуренция приемлема. Вреда от нее не будет. Слабый (преподаватель) уступит место сильному или станет получать меньшее вознаграждение.

Если школа не место образовательных услуг, а организация, каковая всемерно (в меру своих возможностей) поддерживает духовное и иное становление индивида (как это фиксируется в Законе об образовании в Российской Федерации), - конкуренция – вред, и вред непоправимый.

В школе нет сильных и слабых производителей педагогически оправданных действий. В школе есть индивидуально-неповторимые движения душ педагогов и воспитанников, каковые приводят к неповторимо прекрасным изменениям в личности последних. Уникальность и неповторимость строя духовности воспитанника делает невозможным привнесение как доминантных тех или иных форм общего в воздействии на человека (что и есть основа конкурентного ведения деятельности).

Принявший правила конкуренции педагог ищет результат, результат как нечто измеримое, как то, что принесет ему денежные дивиденды (лукавить не следует: речь идет прежде всего о материальной выгоде для педагога).

Принятие слабых и сильных производителей педагогически оправданных действий - путь разрушения отечественной школы (что и осуществляется ныне в стране).

Скепсис, и скепсис отчетливый, в отношении привнесения конкуренции характерен для учительского сознания [4].

Общий статус педагога в социуме

Не приемлется мыслящим педагогом его общий статус в социуме (в стране).

Учитель – профессия, не высоко оплачиваемая. Учителя (его труд) критикуют представители власти, родители, работодатели и пр. Учитель – предмет критического внимания средств массовой информации и пр.

Учитель не уважается своими же воспитанниками (пресса изобилует случаями, свидетельствующими об этом). Учитель есть тот, кто подвергается ежегодно воздействию со стороны вышестоящих органов в вопросах осуществления педагогической деятельности (реформы, реформы).

Учитель есть тот, кто вольно или невольно отвечает за пробелы в срединных вопросах жизни страны, не испытывая в нужной мере поддержки в отношении себя со стороны социума и государства.

Осуществляемые государством шаги в разрешении указанных проблем пока серьезных результатов не дают.

Заключение

Факт наличия отрицательной рефлексии учителя знаменателен. Он – свидетельство глубокого кризиса современной отечественной системы образования. Изменения грядут, и серьезные.

От редакции

Много ярких, талантливых учителей не идут в школу, выбирая путь репетитора, готовящего к ЕГЭ. Кто-то, выгорая, уходит из школы в смежные профессии, а то и вовсе кардинально меняя сферу деятельности. А сколько продолжают "тянуть лямку", просто потому, что любят школу, и своё призвание видят именно в ней? Как сказывается всё это на учениках, на системе образования в целом? И каковы пути преодоления этих уже не временных сложностей?

Автор

Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ. Победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Приволжскому Федеральному округу. Награжден медалью «За благие дела» (РПЦ).

Изображение взято с сайта gaga.md
Изображение взято с сайта gaga.md

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ В БЛОГЕ АВТОРА

Другие публикации по теме

Зачем человеку рефлексия

Три великих заблуждения человечества и педагогика

Концепция курса истории России XX века

КНИГИ АВТОРОВ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ ЛАБИРИНТ

Купить книги в издательстве

Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте

Книга "Новая школа"
Книга "Новая школа"
А.А. и П.А. Гагаевы Книга "Апостол Павел"
А.А. и П.А. Гагаевы Книга "Апостол Павел"
Книга "Протопоп Аввакум"
Книга "Протопоп Аввакум"

-6