Каждый уважающий себя вологжанин знает: Вологда – ровесница Москве, город основан в 1147 году, о чем свидетельствует житие преподобного Герасима Вологодского, того самого, которому поставлен памятник «недомерок» на берегу реки ниже Ленивой площадки, куда собственно Герасим и пришел, и где обнаружил поселение, названное по реке – Вологда.
Читаем житийный текст: «Лета 6655 августа в 19 день в память святого мученика Андрея Стратилата прииде преподобный старец Герасим от богоспасаемого града Киева, Глушенского монастыря подстриженник, к Вологде реке еще до зачала града Вологды на великий лес, на средний посад Воскресенья Христова Ленивые площадки малого торжку и создал Пречистень монастырь во славу Пресвятыя Троицы от реки Вологды расстоянием на пол-поприща».
Давайте разберем, что в этом тексте правда, а что нет. 6655 год от Сотворения Мира. Отнимаем 5508 – библейскую дату Сотворения, получаем 1147 год от Рождества Христова. Все верно.
Праздник святого Андрея Стратилата действительно приходится на 19 августа (1 сентября по новому стилю). Это и должна быть исходная дата события.
Глушенский монастырь под Киевом, может быть и существовал в середине XII века, однако точными данными об этой обители авторитетные историки церкви не располагают, более того, ссылки на монастырь восходят как раз к житию Герасима Вологодского. Так была ли вообще такая обитель? Вопрос остается открытым.
Ряд вологодских археологов вообще считает, что в тексте имеется в виду один из Глушицких монастырей, находившихся в Вологодской епархии. Однако самый древний из них – Покровский был основан только в начале XV века более чем через два с половиной столетия после прихода Герасима, т.е. быть «подстриженником» Глушицкого монастыря Герасим попросту не мог, а существование Глушенского монастыря под Киевом документально не доказано. Что же получается, достоверно неизвестно, кто и где рукополагал Герасима в иноки, имел ли на то право и статус?
Читаем дальше и снова вопрос. Куда же пришел Герасим? Житие отвечает: «еще до зачала града Вологды на великий лес». Это может означать только одно. Не было в 1147 году в Вологде никакого города, на этом месте стоял лес.
Однако следующая фраза заставляет исследователей насторожиться. Оказывается в этом лесу был какой-то «средний посад… Ленивые площадки малого торжку», на котором стояла церковь Воскресенья Христова.
Средний посад – это явно поселение, к тому же с торговым местом и церковью. Разумеется, ничего подобного в этих местах в середине XII века быть не могло. Христианство еще не проникло так далеко на Север и древнейший из монастырей Спасо-Каменный на Кубенском озере возник более чем через со сто лет после прихода Герасима.
Автор жития Герасима, некто Фома просто выдумал эти события, стараясь найти какую-то привязку к местности. Допустим, церкви не было, ее основал Герасим здесь же на Ленивой площадке. Куда тогда делось языческое капище – молельное место, без которого не могло быть никакого постоянного поселения. Об этом житие умалчивает. Из истории известны случаи, когда монахи, прибыв на новое место, сбрасывали с обрыва языческие идолы. Двух таких истуканов нашли, одного в истоке Шексны, другого в с. Ферапонтово. Но чтобы выступить против бога одной силы духа недостаточно, язычники просто так своих богов не отдавали. Значит сюжет с церковью тоже поздний и был добавлен автором, поскольку во время написания жития в середине XVII века на Ленивой площадке действительно стояла церковь. Отсутствие сведений о Герасиме очень расстраивало писателя Фому и он сетовал в житии: «А о жительстве его, коликоми труды подвизася и коего града урождением и какова рода саном был, того мы не обретахом». В общем, о Герасиме ничего толком не известно.
Автору жития сведения нужны для того, чтобы картина описания чудес Преподобного выглядела более реалистично, вот и додумал про церковь, как же святому без нее!
Но и это еще не все! Житие говорит, что Герасим основал монастырь во имя святой Троицы «от реки Вологды расстоянием на полпоприща».
Поприщем в XII веке на Руси называли расстояние в один день пути, примерно 12-20 км. Половина поприща дает цифру 6-10 км. Таким образом монастырь мог быть основан Герасимом совсем не на берегу реки Вологды, рядом с посадом, скорее всего далеко в лесу. Ничего об этом монастыре не известно, да и был ли он на самом деле, тоже большой вопрос?
Что остается? Некто монах именем Герасим в 1147 году (от Рождества Христова) вышел к берегу реки Вологды и на береговом уступе увидел некое поселение, торг и, вероятно, языческое капище. Очень уж место удобное! Остается принять это на веру, поскольку никакими другими источниками сведения не подтверждаются, зато информация о основании монастыря и постройке на Ленивой площадке церкви опровергаются всей логикой событий и не могут считаться сколько-нибудь достоверными.
А теперь самое главное. С чего взял автор жития Фома, что дело было в 1147 году, а не позднее, не понятно и никак не объяснено. Более 70 лет тому назад археолог А. В. Никитин, копавший раннюю Вологду, рассуждал: «Дата 1147 год льстившая областным симпатиям, могла быть создана по аналогии с датой возникновения столицы. Как подобный пример можно указать на столь же сомнительную дату основания Тулы в 1147 году». К этому списку можно добавить Великий Устюг и Тотьму с их «липовыми» датами основания. К слову сказать, ни Никитин, ни кто-то другой из современных археологов документальных подтверждений существования поселения первой половины XII века не нашли. Те вещи, которые могут относиться к этому периоду бытовали в очень широком временном диапазоне в несколько сотен лет.
Таким образом становится понятно: 1147 год – дата придуманная и к основанию Вологды отношения не имеет. Что же тогда?
Первое заслуживающее доверия упоминание Вологды относится к 1264 году. В Договоре Великого князя с Новгородом упоминается «волость Вологда». Таким образом Вологде в 2024 году будет 760 лет, а не то, что пытаются празднновать, сравнивая себя на пустом месте со столицей.
Надо ли отказаться от липовой даты? Безусловно, да и никакие аргументы «за 1147 год» здесь не действуют, на и нет этих аргументов, кроме одного, желания быть не младше столицы. Будет ли это? Уверен, что нет. Историческая правда властям не нужна, гораздо приятнее чувствовать, что Вологда как бы ровесница Москвы, и пребывать в плену иллюзий.
Сегодня много говорят о сохранении исторической правды, противодействию двойным стандартам и фальсификации истории, но это когда выгодно, а в реальности, процветают как раз двойные стандарты, если они нужны в угоду политической конъюнктуре.
Напишите в комментариях, надо ли вернуть Вологде реальную дату, или упорно будем врать о том, чего не было?