Сын товарища женился на буряточке из Улан-Удэ. Фактически свадьбу праздновали два раза в Улан-Удэ и Чите. Первая, ещё как-бы не свадьба называется девичник, что-то вроде сватовства. Свадебные традиции у бурят уходят в корнями в глубокую древность. Они многогранны и могут отличаться у улан-удэнских, усть-ордынских и агинских бурят. Поэтому не стану заострять на них внимание.
В одном из ресторанов столицы Бурятии собралось человек сто. Как мне сказали это очень мало, присутствовали только близкие родственники вроде двоюродных тёть и троюродного дедушки.
Перед обязательными традиционными обрядами девичника, глава рода дядя Чингиз внимательно заглянул жениху в глаза, хмыкнул, и что- то по бурятски сказал невесте.
Невеста потом нам перевела, - Ну ладно хоть так, твоя тетя помнится вообще за принца из Африки замуж вышла. Не знаю какой он там принц, но коров и баранов, у меня в пять раз больше.
Столы ломились от явств, мясо в разных видах, байкальский омуль и конечно буузы. Но мне больше всего понравилась фаршированная щука.
Настал черед вручения подарков. Первая полусотня гостей дарила золото. Цепи, серьги, кольца. Потом пошла посуда, одежда, сувениры.
Выступала какая-то знаменитость из местного театра оперы и балета. Глава рода был за тамаду, лично обходил каждого гостя и передавал ему слово. Еле от него отбился, потому как не пью. Несмотря на количество выпитого все было чинно и благородно.
Дату свадьбы назначал лама в дацане. Он же освящал обручальные кольца. В Чите высадился десант из трехсот гостей. Оказывается у бурят четвероюродный брат близкий родственник. Первая сотня гостей дарила мебель, телевизоры и стиральные машины. Потом опять золотые цепи и конверты, причем каждый дарящий озвучивал сумму. У молодой пары образовалось ещё три телевизора к имеющимся двум, три лишних ноутбука и одна стиральная машина.
Кульминацией стал опоздавший двоюродный дядя невесты. Он прибыл своим ходом на новеньком внедорожника из Улан-Удэ. С корабля на бал. Вся родня невесты наперебой стала нахваливать гостя. Какой Баир Гармаевич хороший человек. Какой он успешный, но отзывчивый. Когда перешли к восхвалению супруги и детей тостуемого, Баир Гармаевич не выдержал, вытащил из кармана ключи от машины и бросил их на поднос поверх конвертов с деньгами. - Да заберите вы эту железяку. Все зааплодировали. Налицо был сговор родни.
- А кто у невесты родители? - спросила жена. - Мама врач в поликлинике, папа шофер. М-да, задумчиво произнесла благоверная, - Замуж выходить надо было за бурята. Тут глава рода подвёл итог подарочной части, - И учтите мои дорогие, все присутствующие в любое время суток могут приехать к вам в гости. Жених поперхнулся соком, и его улыбка показалась мне неискренней. Я похлопал жену по плечу, - А как тебе такой расклад? Да свят-свят - перекрестилась жена.
Тут раздались разухабистые звуки баяна, и я сильно удивился. Дело в том, что этот баянист присутствовал на каждой свадьбе ещё тридцать лет назад, когда мои друзья женились, разводились, и снова женились Он не пропускал не одного тоста, и всегда приговаривал, - Присоединяемся и поддерживаем! Но тогда ему должно быть лет 80, а выглядел как и тогда на 50. Может сын?
В этот раз баянист дал маху. Один из гостей очень душевно и проникновенно пел грустную песню на бурятском языке, а наш маэстро стал аккомпанировать ему на баяне. Что было совсем не к месту. Потом не дав певцу допеть грянул, "Распрягайте хлопцы коней". Певец обиделся,
Мы с отцом невесты вызвали такси, и попытались вежливо выпроводить музыканта. Баянист ехать не хотел, упирался и кричал,- А выпить, за счастье молодых? Дали ему в дорогу бутылку водки. - А закусить? Принесли пакет с едой. - А гонорар? Отец жениха с трудом впихал неугомонного паяца в салон машины, и со словами, - Гонорар неделю назад лежал у тебя в правом кармане пиджака, - захлопнул дверь.
Между тем свадьба набирала обороты. Молодежь лихо отплясывала, старшее поколение вело неспешные беседы. Дядюшка Чингиз уже пятый раз говорил мне, что если в этом году не приеду к нему в гости сильно обидится. Придется ехать, зачем расстраивать хорошего человека?