Для Европы главное – чтобы не повторился 2015 год, когда более одного миллиона мигрантов проникли на континент, вызвав хаос в умах и сердцах и потрясения в политических кабинетах. Для США главное – сделать вид, что все идет по плану, вывод войск из Афганистана был объявлен заранее и идет в соответствии с графиком. Хаос? Ну, бывает: операция-то сложная (особенно когда оказался к ней не готов). Для афганцев – тех, кто сотрудничал с армией США и их союзников по НАТО – главное – уехать из страны.
Хорошая новость: с начала эвакуации 14 августа США эвакуировали из Кабула около 80 тысяч человек. В основном, иностранных граждан, хотя афганцев тоже немало. В дороге их стало больше: прямо в эвакуационных самолетах на свет появились три ребенка. Плохая новость: всех не вывезут. «Они хотят эвакуировать 60 тысяч человек до конца месяца, – сказал 21 августа верховный представитель ЕС по внешней политике и вопросам безопасности Жозеп Боррель. – Математически это невозможно». Но проблема не в математике.
В ЕС заявляют, что готовы принять только тех афганцев, которые сотрудничали с союзниками. Но заявлять не значит принимать. Канцлер Австрии Себастьян Курц сказал, что его страна афганцев принимать не будет – по крайней мере, пока он канцлер. И добавил, что в последние годы здесь и так приняли 40 тысяч афганцев, и это «диспропорционально большой вклад», а поэтому нужно делать все возможное, чтобы улучшить ситуацию в Афганистане. Означает ли это, что Курц готов вести переговоры и признать правительство талибов в Кабуле? Ничего нельзя исключать, особенно когда, по сообщениям ведущих американских СМИ, в Кабул прилетал и вел переговоры с одним из лидеров талибов Абдулом Гани Барадаром директор ЦРУ Уильям Бернс. Кстати, Барадара в 2018 году выпустили из тюрьмы в Катаре по настоянию президента Трампа – как раз чтобы было с кем вести переговоры. Тогда никто и не предполагал, что вести их будут в Кабуле, и позиция сильного будет у Барадара. Президент Байден отправил своего главного разведчика договариваться об эвакуации людей из аэропорта. США просят – талибы отказывают и называют «красной линией» объявленный ранее срок эвакуации 31 августа. После этого, говорят они, все иностранные войска должны покинуть Афганистан, иначе никто не гарантирует их безопасность. Безопасность афганских граждан никто не гарантирует уже сейчас: талибы перекрыли все въезды в аэропорт, установив блок-посты, и призвали своих граждан оставаться в стране, а не пытаться ее покинуть. Этот призыв – не пожелание, он – приказ.
Между тем, президент Франции Эммануэль Макрон высказался против «нерегулируемых потоков беженцев» из Афганистана. Но «регулируемых» потоков в данной быть не может, значит, и Макрону афганские беженцы не нужны.
Но, пожалуй, дальше всех пошел кандидат в канцлеры ФРГ от правящей партии ХДС Армин Лашет. «Все дни мы слышим, что «мы им обещали». Кто обещал? Вот именно вы обещали?» – написал он в своем Твиттере. И добавил: «Хотя, может быть, некоторым афганцам и следует предоставить убежище в США и Западной Европе, но нельзя повторять ошибки, связанные с войной в Сирии. Нельзя повторять 2015 год». Это – как мантра: только на 2015 год, когда Ангела Меркель сказала свое знаменитое «Мы справимся!», которое стоило ей падения популярности, а ее партии аукается и сейчас: впервые за 15 лет в предвыборных рейтингах социал-демократы обошли ХДС. Сама Меркель говорит, что в данной ситуации ее правительство готово принять в Германии 10 тысяч беженцев из Афганистана. Кому-то это покажется большой цифрой (особенно на фоне того, что Эстония заявила о готовности принять 10 – да, это не опечатка: десять человек), но в пресловутом 2015 году, когда Афганистан практически полностью находился под управлением США (не будьте наивными и не говорите мне о местном правительстве), Германия приняла 31 382 прошения о политическом убежище от афганцев.
На самом деле повторение 2015 года – массовая миграционная волна в страны ЕС – в нынешних обстоятельствах маловероятна. И это, конечно, должно утешить и Макрона, и Курца, и уж тем более Лашетта. Большинство наземных маршрутов блокированы. Греция построила 40-километровую стену на границе с Турцией. В свою очередь, Турция, в которой сегодня проживают как минимум 120 тысяч афганских беженцев, строит стену на границе с Ираном (стены на границах – печальная тенденция нашего времени, вы заметили?). В Иране сейчас только официально находятся 780 тысяч афганских беженцев, в основном шиитов, которые бегут от талибов-суннитов. Но, говорят эксперты, на самом деле в Иране почти 2 млн. афганцев, которые живут как нелегалы. Вот от них и отгораживается Турция. Да и весь остальной мир тоже: «Вы нам были нужны, пока мы могли вас использовать. А теперь извините…». За эту жестокую, только что им открывшуюся, истину тысячи афганцев заплатят жизнью. Но для США, по словам пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки, приоритет – эвакуация американских военных. Обещания? Моральные обязательства? А что это такое?
Фото РЕЙТЕР
Опубликовано в газете «СБ. Беларусь сегодня» (www.sb.by)