У всех скандинавских драккаров эпохи викингов есть две характерные черты, по которым их легко отличить от любых других кораблей того времени:
Во-первых, это расположение руля не ровно в корме корабля, а по правому борту:
Во-вторых, это вывешенные вдоль фальшборта щиты.
Долгое время считалось, что размещенные вдоль бортов щиты - это просто способ их транспортировки, чтобы они не занимали место на корабле.
Однако позже были найдены сами бортовые щиты. Их размеры заметно больше, нежели у тех, с которыми викинги шли в бой.
Тогда появилось другое предположение - щиты служили для защиты экипажа драккара от обстрела с другого корабля или берега.
Эту версию поколебала находка Гокстадского корабля, размещение щитов на котором полностью перекрывало отверстия для весел. Впрочем, Гокстадский корабль был погребальным и для реального мореходства был не пригоден.
На Осебергской ладье, которая уже была как раз настоящим кораблем, щиты также мешали веслам, пусть и не так сильно.
В исландских сагах очень мало упоминаний, чтобы корабли выходили в море со щитами на бортах. Зато, если такие упоминания и есть, на них делается сильный акцент, что говорит о необычности такого явления.
На сегодняшний день основной гипотезой считается то, что щиты навешивались на борта корабля только, когда он стоял в гавани. Возможно, они играли роль украшения, сообщая о богатстве хозяина корабля. Есть еще версия, что щиты несли некую геральдическую функцию и по ним можно было определить владельца корабля.
Возможно вам будет интересно: как себя показала кавалерия РККА во время Великой Отечественной войны
Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!