В рамках прошедшего первого в России отраслевого конкурса подобного масштаба "Лидеры строительной отрасли", организованного Всероссийским центром национальной строительной политики при поддержке Минстроя РФ, лучшими специалистами были сформулированы основные направления цифровизации в строительстве - в одном из шести блоков развития строительной отрасли с 2022 до 2030 года включительно.
В поданной участниками конкурса программе развития стройотрасли на рассмотрение в Минстрой представлены ключевые направления развития строительной отрасли и сферы ЖКХ в Российской Федерации:
- Национальная политика РФ (госпрограммы, стратегия развития городских и сельских территорий), в том числе поиск решений по ключевым проблемам развития городов и совершенствованию инженерной инфраструктуры.
- Всеобщая качественная переработка действующей нормативной базы, регламентирующей закупки в сфере строительства, ревизия строительных норм, технических регламентов СП, ВСН и др.
- Внедрение глобальной цифровизации строительной отрасли, разработка для неё новых технологий на все циклы (инженерные изыскания, проектирование, строительство и производство, эксплуатация, заключительная фаза).
- Разработка при участии профильных министерств общей программы подготовки кадров для отрасли. Популяризация профессии строителя в масштабах страны. Организация социальных институтов и различных ресурсов в решении кадрового дефицита.
- Привлечение финансовых и экономических ресурсов страны, с учетом четкого ценообразования, развития рынков девелопмента и подрядных организаций. Создание единой прозрачной системы управления процессами строительства.
- Интеграция процессов в рамках всемирной экологической программы. Поиск и анализ механизмов снижения эксплуатационных затрат. Модель эксплуатации с источниками альтернативных и возобновляемых материалов.
К сожалению, в программе на каждый блок было отведено примерно по 600 знаков текста, из-за чего проблемы отрасли и пути их решения посредством цифровизации были изложены очень кратко.
Тем не менее у канала "Кругозор Проектировщика" есть возможность представить проблемы и способы их решения в данной статье максимально развёрнуто.
ПРОБЛЕМА 1:
Отсутствии единой базы подземных инженерных сетей и как следствие противоречия актуализированных данных топографических съёмок фактическим данным при проведении проверки. Иногда даже приходится искать коммуникации несколько суток вместе с владельцами сетей интуитивным методом, потому что принцип «как должно» не работает.
РЕШЕНИЕ 1:
Внедрение геоинформационных систем в обязательный объём по проектно-изыскательским работам с передачей в комитеты по архитектуре с возможностью доступа инженеров по заявке для служебного пользования при проведении проектных или строительных работ в последствии. Это решит проблему забытых и (или) потерянных сетей. Более подробно эта тема представлена в статье "Цифровизация инфраструктуры с целью эффективного управления инвестициями".
Всесте с тем необходимо внедрить своего рода маркеры: об актуальности и достоверности представленных данных (непроверенные/проверенные данные). Например, ввести требование, распространяющееся на земельные участки с расположенными на них объектами капитального строительства (как при осуществлении нового строительства, так и при реконструкции), а также обязательной актуализации сведений об их инженерной инфраструктуре в границах указанного земельного участка с передачей сведений в геоинформационную систему.
В отношении инженерных сетей, находящихся в границах балансовой и/или эксплуатационной ответственности, N-организации, также необходимо ввести обязательные требования о предоставлении сведений в случае капремонта/строительства/реконструкции, т.е. актуальных данных в некой форме паспортизации.
Представленная в ГИС информация должна отражать сведения на какую дату она (информация) актуальна. Тогда, использование геоинформационных систем по мере наполнения действительно облегчит жизнь всем участникам строительного процесса и эксплуатации впоследствии.
Необходимо предусматривать проверку предоставляемой исполнительной документации в натуре, возможно организацией дополнительного отдела, осуществляющего контрольные функции.
ПРОБЛЕМА 2
Комплекс проблем, связанных с кадровым составом и найчно-исследовательскими и опытными конструкторскими разработками, который предлагается решать в том числе программными специализированными комплексами:
- низкий социальный статус научных работников, невысокая зарплата ученых и аспирантов;
- отсутствие действенного механизма экономического стимулирования субъектов научной деятельности, а также хозяйственных субъектов, внедряющих результаты НИОКР;
- затрудненность интеграции инноваций в конкурсные процедуры.
РЕШЕНИЕ 2:
- ввести единый алгоритм интерпретации технико-технологических преимуществ продукта (технологии) в экономические эффекты инвестиционного проекта;
– создание условий, способствующих ускоренному развитию малого и среднего бизнеса, использующего инновации как приоритет своего развития;
- установление взаимосвязи между ВУЗами и предпринимательским сообществом: увеличение количества старт-ап площадок, технопарков в региональных ВУЗах и ССУЗах, привлечение инвесторов для увеличения количества заказов на НИОКР;
– создание полноценной инновационной инфраструктуры в РФ;
– ужесточение наказаний за нарушение законодательства об авторских и смежных правах;
- возможность формулировки критериев новизны, объективного сравнения уровня новизны для строительной продукции при участии в конкурсах(торгах) с инновационной продукцией.
ПРОБЛЕМА 3
Отсутствие площадок с полной достоверной информацией о ходе реализации проектов строительства жилищного фонда, нет стандарта отчётности.
РЕШЕНИЕ 3:
IT-площадка для собора бенч марки по объектам, видам работ, расценкам, размещении BIM моделей и моделей для эксплуатирующих служб (те же скрытые коммуникации).
В заключение статьи приведу результаты опроса профессионального сообщества по поводу необходимости единого программного продукта, единой платформы:
Таким образом для создания единой платформы сперва нужно решить несколько серьёзных вопросов, ответов на которых пока никто дать не может. Что это за вопросы? Это сбор и описание всех целей, пути стратегического развития, масштаб внедрения, интеграция смежных ведомств и многое другое.
12 июля 2021 года профессиональным сообществом - участниками конкурса "Лидеры строительной отрасли" были сформулированы и собраны в презентацию основные направления развития строительной отрасли, а 14 июля соорганизатор данного конкурса "Дом.рф" представляет проект Стратегии цифровой трансформации на 2021-2024 годы:
Стратегия ДОМ.РФ разработана в русле общих передовых трендов цифровизации отрасли, ее реализация позволит сократить административные барьеры и сроки строительства, снизить расходы государственного бюджета и частного бизнеса, накапливать и обмениваться достоверными данными об объектах капитального строительства на протяжении всего их жизненного цикла и, что особенно важно, создать единое информационное пространство электронного взаимодействия органов власти, застройщиков и граждан. Такие задачи поставлены на уровне правительства РФ.
Были ли Стратегии Дома.рф учтены рекомендации профессионального сообщества пока не известно.
Благодарю за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Кругозор Проектировщика"!