Существует два вида агрессии: "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жесткость и диструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
Выделяют 5 видов агрессии: физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия(угрозы,крики), негативизм, почвенная агрессия. Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
В настоящее время появляется всё больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Психологи отмечают , что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессии , то он учится ее скрывать в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательной процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебание родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий при этом добиваться своего.
Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития ребенка проявлять твердость и решительность.
А коррекцилнную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:
1.обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2.обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3.отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4.формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.п.
Каждое направление рассмотрим отдельно в сл.постах.