Найти тему
Я люблю кино

«Легенда о Зелёном Рыцаре». Фильм о пользе отрубания головы

Экранизация классической средневековой поэмы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола предназначена не для любителей попкорновых развлечений, а для тонких эстетов. Почему её стоит посмотреть, несмотря на два часа без экшена?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

Если в детстве вы читали адаптированные истории о рыцарях Круглого Стола, то наверняка запомнили ту, в которой рассказывалось о сэре Гавейне и Зелёном Рыцаре. Правда, скорее всего в памяти у вас отложилась только первая сцена, поскольку дальнейшее содержание довольно специфично. В отличие от других таких историй, там нет описаний битв или подвигов, поэтому ребёнку (да и взрослому) она может показаться не очень-то интересной. А вот сам образ Зелёного Рыцаря, держащего в руках собственную отрубленную голову, наверняка может побудить вас сходить в кино.

Кадр из фильма «Легенда о Зелёном Рыцаре»
Кадр из фильма «Легенда о Зелёном Рыцаре»

В случае с экранизацией этого сюжета, выполненной американским режиссёром Дэвидом Лоури, вы можете пожалеть о потраченном времени, только если ждёте чего-то в духе «Первого рыцаря» (First Knight). В отличие от фильма с Ричардом Гиром и Шоном Коннери, здесь нет поединков на мечах, столкновений армий, конных погонь или коварных заговоров. Вместо этого зритель получает предельно насыщенный оригинальностью неторопливый артхаус, по стилистике напоминающий недавнего «Макбета» (Macbeth) Джастина Курзеля.

Мы наблюдаем долгое и напряжённое путешествие сэра Гавейна навстречу своей судьбе, лишь изредка разбавленное развлекательными элементами из мира фэнтези. При этом персонажи и сюжет «Легенды о Зелёном Рыцаре» (The Green Knight) смотрятся живее и нестандартнее застывших в веках шекспировских форм «Макбета». Один только главный герой в исполнении Дева Пателя (да, при дворе короля Артура немало индусов и негров, привыкайте) представляет собой пародию на рыцаря, и из его всевозможных пороков и слабостей отлито смысловое ядро истории.

Режиссёр фильма сумел пройти по тонкой грани, отделяющей высмеивание классического рыцарского сюжета в угоду современному «массовому человеку» от слепого следования канону. В картине Лоури есть совсем не куртуазные образцы поведения, но изначальная проблематика рыцарского романа (верность чести и долгу и борьба со страхом смерти) освещаются весьма серьёзно.

Лучшее в «Легенде о Зелёном Рыцаре» — несомненно, концовка. Она явно превосходит литературный оригинал и демонстрирует, что у режиссёра есть собственный авторский потенциал, причём весьма внушительный. Возможно, не у всех получится понять её смысл, но такова судьба и поэмы XIV века, на которой фильм основан. О чём эта странная и совсем не рыцарская история, спорят уже много столетий, но это не мешает ей считаться классикой.