Свадьба нового короля на белой лошади— инаугурационный ритуал одного из племён древней Ирландии, туата Тир Конайлл.
На главном ежегодном пиру, куда съезжалась вся местная знать, король подходил к лошади «по-звериному». Не доказано что имел в виду монах-историк: передвижение на четырёх конечностях или имитация (или не имитация), скажем так, близости.
Дзен заставляет меня писать так же уклончиво, как когда-то скромность диктовала монаху. Современные историки склоняются к тому, что всё было по-настоящему.
После этого лошадь убивали и варили. Король должен был съесть мясо, выпить часть бульона, а другой частью умыться.
«После этого король погружался в лошадиный отвар, ел вареное мясо и пил отвар, просто окуная в него лицо» — российско-ирландский учёный Григорий Бондаренко один из немногих, кто описывает ритуал на русском языке.
Ещё кто-то этим занимался?
Подобный ритуал ведийской Индии–с участием белого коня и жены короля, исследован и описан лучше, чем ирландский.
В этом случае коня выпускали, чтобы в течение года он оставался абсолютно свободным. Весь год его сопровождали и не беспокоили, но после возвращения животное убивали. Следующую ночь жена царя проводила, имитируя любовь с мертвым конём.
После всего этого тушу разделывали, жарили и предлагали богам и жрецам.
Даже не знаю кто страннее— ирландцы или индусы?
Зачем они это делали?
- Во-первых, ирландские короли были идеальны со всех сторон. Человек, который получил травму, лишился части тела или заболел, не мог править. Это отражено в мифах и полумифических рассказах.
Например, один из королей древности изуродовал лицо во время сражения, и ему семь лет не показывали зеркало. Потому что он был хорошим королём и подданные не хотели его ухода на пенсию по инвалидности. Пенсии они не дождались: король умер от стыда и ужаса, когда всё-таки увидел своё отражение в воде.
Во время инаугурации будущий правитель доказывал свою мужественность, в том числе таким странным способом.
- Во-вторых, поедание жертвы— древнейший способ получить свойства, приписываемые животному и момент единения с божеством. В ирландском случае, единение даже усилено.
Древнеирландская лошадь— спутница богини власти Эриу (Эпоны).
В эпосе «Мабиноги» есть ветвь, посвящённая Рианнон— «лошадиной» волшебнице. Впервые она появляется, когда герой Пуйлл видит всадницу в золотых доспехах на ослепительно-белом коне. Кого бы он не посылал, никто не мог приблизиться к ней, хотя конь девушки шёл шагом, а королевские лошади мчались. Впоследствии все, за кого она выходила замуж после своего очередного вдовства, становились королями.
Откуда мы это знаем?
Впервые ритуал описал валлийско-норманнский автор XII века Гиральд Камбрийский в «Топографии Ирландии». Он описал Ирландию и Уэльс, когда сопровождал Иоанна Безземельного Плантагенета в ирландском походе.
Сыну Алиеноры Аквитанской Ирландия досталась в наследство, но Джон по прозвищу «Мягкий меч» отважился прибыть туда только спустя восемь лет, да и пробыл он там всего несколько месяцев.
Этот исторический фон позволяет нам увидеть, что английские короли отчаянно нуждались в антиирландской пропаганде. Капеллан Гиральд, с его умением услужить, пришёлся очень кстати.
Есть ли упоминания в других источниках?
Католический святой VII века Адомнан, ирландский аббат и знаток государственного и канонического права выступал за примирение кельтской и римской церквей. Он призывал ирландцев отказаться от местных обычаев, в том числе, от поедания лошадиного мяса.
Адомнан родился в королевстве Тир Конайлл, и судя по всему, был знаком с инаугурационным ритуалом. Он описывает своё отвращение к обычаю и считает, что Римского права достаточно.
Современный учёный Григорий Бондаренко в книге «Мифы и общество Древней Ирландии» упоминает о древнеирландской покаянной книге, где за поедание конины предписано три с половиной года наказаний.
«Палец вверх», подписка или комментарий— поддержка канала и авторов. Спасибо Вам за это!