ПСАЛОМ-БЛАГОДАРЕНИЕ
Псалом 29, псалом-благодарение, являет собой страницу из жизни Давида. У него необычная предыстория. Давид только что избежал почти неминуемой смерти. Радуясь тому, что Бог сохранил ему жизнь, и размышляя над уроками, которые он извлек из горького опыта, он и написал эту благодарственную песнь.
В подзаголовке псалма говорится, что он пелся при обновлении дома. К сожалению, мы не знаем, о каком доме идет речь. Но если взглянуть на эту проблему с иной позиции, то можно предположить, что данная фраза просто говорит о том, как этот псалом использовали впоследствии.
Довольно обоснованной представляется та гипотеза, что его использовали на специальных службах посвящения. Когда какое-либо событие давало народу новую жизнь, новое начало, что-то вроде воскресения из мертвых, язык этого псалма мог отобразить отношение людей к этому возрождению. Поэтому его могли читать или петь в такие особые моменты.
Псалом говорит о том, что должно произойти после того, как человеку отменяют смертный приговор, когда его избавляют от самого страшного - смерти.
Изучая псалом, давайте зададим вопрос, который пронизывает его от начала до конца: как мне отвечать на Божье избавление?
I. СЛАВИТЬ БОГА (ст. 2-4)
«Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною. Господи, Боже мой! Я воззвал к Тебе... Господи, Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу» (ст. 2-4).
Первая нота, которая звучит в псалме, это прославление. Когда Бог по Своей великой благодати отводит наши ноги от скользкого края могилы и ставит на твердую почву, мы должны превозносить Его имя. Бог поднял Давида, избавив его от страшной судьбы, потому и он поднимает Бога, превознося Его. Великое страдание привело его в сумерки между этой и следующей жизнью. Он уже приближался к краю и должен был вот-вот соскользнуть на другую сторону, но Бог явил Свою милость.
Фраза “Ты поднял меня” означает “вытащить из воды”. Как ведро опускают в колодец, чтобы набрать воды, так и Бог протянул руку в могильную яму и поднял оттуда Давида. Бог вытащил Давида и поставил его на безопасное место, и это помогает Давиду заново увидеть Божью изумительную любовь к нему.
Враги Давида были бы очень рады его кончине. Они бы танцевали, смеялись и говорили: “Какой счастливый день для нас! Мы больше не будем иметь с ним дело. Его Бог не смог спасти его”.
Вероятность смерти, от которой Бог избавил Давида, была самым страшным ощущением из всех возможных. Зная это, он говорит, что был выведен “из ада” (из могилы). Бог не дал ему сойти “в могилу”, Он “оживил” его. Оказавшись в отчаянном положении, Давид взывал к Богу и просил сохранить ему жизнь. И Бог внял его молитве.
На любое Божье избавление, не говоря уже о спасении от смерти, мы должны отвечать прославлением Бога.
II. ПОБУЖДАТЬ ДРУГИХ СЛАВИТЬ БОГА (ст. 5, 6)
«Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а наутро радость» (ст. 5, 6).
Второй реакцией Давида является призыв к другим возвеличить Бога. Та благодать, которую он получил от Бога, это лишь одно проявление Божьей вселенской любви к человеку. Он призывает благочестивых людей вместе с ним “имя Его святое воспеть” (ст. 5; Современный Перевод). Бога нужно прославлять хором, а не в одиночку.
Несчастья пришли к Давиду как Господне наказание, но длились они недолго, образно говоря - один “вечер”. Жизненные невзгоды появляются лишь время от времени, а Божья благость не кончается всю жизнь. Ливни и бури длятся малую часть года, и в жизни больше здоровья, чем болезней. Когда человек кается и смиренно принимает Божье наказание, мрак горьких слез и раскаяния быстро рассеивается и скоро забывается, потому что ему на смену приходит свет Божьего прощения.
Когда Бог наказывает нас с целью исправления, нас посещают два гостя: громкий плач и крики радости. Сначала приходит плач и проводит с нами вечерние часы. Это нежеланный гость, но без него не обойтись. Наши сердца разрываются от совершенных грехов. Мы пересматриваем свои духовные ценности и исследуем свою душу. Затем, когда мы каемся и твердо решаем встать на Божий путь, приходит радость и остается с нами на правах дорогого гостя. Плач всегда быстро уходит, и “наутро” приходит радость, чтобы наполнить наши сердца вечным счастьем. Божья милость и благодать длятся намного дольше, чем кратковременный гнев и наказание.
Здесь проступает убежденность Давида в том, что Бог позволил смертельному испытанию прийти в его жизнь, ибо он не был так верен Богу, как следовало бы. И теперь он славит Бога и призывает других присоединиться к нему в славословии.
III. СМИРИТЬСЯ (ст. 7-11)
На Божье избавление Давид отвечает также смирением. Он знает, что Бог может еще раз взыскать с него за гордость.
«И я говорил в благоденствии моем: “не поколеблюсь вовек”. По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лицо Твое, и я смутился. Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа умолял: “Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою? Услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! Будь мне помощником”» (ст. 7-11).
Бог позволил Давиду опуститься в страдание, потому что богатство, которое Он дал ему, сделало его гордым и тщеславным. Он говорил себе: “Не поколеблюсь вовек”. Поскольку у него все шло хорошо, он стал самоуверенным. Он стал считать, что безопасность ему обеспечит его богатство, а не Бог.
Бог так благословил Давида, что тот мог сказать, что Бог сделал его “горой” - таким он был сильным, крепким и непоколебимым. От успеха, который Бог дал ему, он стал гордым и самоуверенным.
Чтобы укротить его высокомерный дух, Бог позволил несчастью ворваться в его жизнь. Давид умоляет Бога отвести от него беду, но Он, похоже, отвернулся от него и не обращает внимания на его молитвы. Сердце Давида болит от печали. Он исследует пути, которыми шел по жизни, кается и умоляет Бога простить его и избавить от смерти. Он долго молится, взывая к милосердию.
В просьбе Давида есть вопрос, который он облекает в три разные фразы: “Какая Тебе польза от моей смерти?” Разве, сойдя в могилу и став прахом, Давид сможет прославлять Бога? А если умрет, разве сможет он рассказать другим, как верен был ему Бог? Вопросы риторические: ответ на них предполагает несомненное “нет”. Подобную мысль высказывает Богу Езекия в Ис. 38:18, 19. Суть сказанного Давидом в том, что смерть помешает ему славить Бога и возвещать Его истину, и от этого не будет никакой пользы. Если Бог позволит ему умереть, то на свете станет на одного человека, воспевающего Ему хвалу, меньше.
Бог, Единственный, кто может помочь ему, услышал молитвы Давида и поднял его. Давид принял Божий дар благодати смиренно и радостно, усвоив ценные уроки из своего похода к порогу смерти.
Трудности и страдания приходят в каждую жизнь. И когда Бог проводит нас через них, мы должны отвечать на такую благодать верным и самоотверженным исполнением Его воли.
IV. БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ (ст. 12, 13)
Четвертой реакцией Давида была благодарность. Бог внял его молитвам и продлил ему жизнь, и за это Давид благодарен Ему.
«И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием... Господи, Боже мой! Буду славить Тебя вечно» (ст. 12, 13).
Оглядываясь на то, как Бог ответил на его сокровенные желания, Давид видит, что Бог изменил его жизнь. Это изменение он сравнивает с тем, что Бог обратил его сетование в ликование (танец; Современный Перевод), а слезы - в смех. В то время радость выражали в неистовом танце. Если раньше он гнулся под тяжестью горя, то теперь прыгает от бьющей через край радости.
Бог снял с Давида вретище и одел его в сияющие одежды. Вретище указывало на покаяние и скорбь. Часто изготовленное из козьей шерсти, вретище было мрачного цвета и надевалось прямо на голое тело. Обычно его делали прямоугольным, наподобие мешка, с отверстиями для головы и рук. Бог разорвал одежду скорби Давида и переодел его в свою небесную радость.
Давид вынес хороший урок из своего тяжелого испытания. Бог поднял Давида для того, чтобы он мог славить Его, а не для того, чтобы он жил для себя. И с этого момента Давид обещает всегда благодарить Бога. Теперь он целыми днями будет восхвалять и благодарить Бога за все, что Он сделал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ответ на Божье избавление Давид со смирением и благодарностью восхваляет Бога. То же самое должны делать все, кто получил жизнь из руки Божьей.
Биография каждого человека должна отражать такие вехи его жизни: смерть ко греху, жизнь, прославление Бога, обучение других, как славить Бога, и благодарение Бога до конца жизни. Каждому нужно уметь отождествлять себя с псалмом 29.