Найти тему
Кино и книги

"Следствие ведет полковник Корнилов" : 3 интересных советских детектива по книгам Сергея Высоцкого

Оглавление

Многие советские фильмы о милиции были сняты по произведениям советской детективной прозы. Один из авторов, которых можно к ней отнести, - Сергей Александрович Высоцкий, ленинградец, блокадник. Некоторые его сюжеты являются отражением детских воспоминаний, связанных с военным Ленинградом. Например, - повесть "Пунктирная линия".

Она, к сожалению, не экранизирована, но ее главного героя, Игоря Васильевича Корнилова, вы можете встретить в других сюжетах писателя, которым повезло перенестись на экран.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Три ненастных дня" 1978 г.

Ленинград. Конец семидесятых. Осенним днем в Тучковом переулке совершено нападение на кассира НИИхиммаша Любовь Невельскую, которая несла зарплату работникам института. Сопровождавший ее сотрудник Студенкин задержался у ларька выпить пива.

Свернувшую в переулок молодую женщину грабитель ударил ножом в живот, вырвал сумку и скрылся где-то в проходных дворах. Свидетелями оказались пенсионерка, больше всего беспокоившаяся, как бы не разбили яйца в ее авоське, и школьник Костя, вызвавший "Скорую". Оба не запомнили бандита.

Выехавший на место происшествия полковник Корнилов, раздав оперативные задания своей бригаде, заметил старика-инвалида, кивнувшего ему из окна, и поднялся в квартиру, где проживала уже опрошенная семья Казанских. Дверь открыл внук неравнодушного деда, - Игнатий, преподаватель техникума.

Кадр из фильма "Три ненастных дня". Игнатий Казанский (Геннадий Богачев) и его девушка Наташа (Галина Шмакова).
Кадр из фильма "Три ненастных дня". Игнатий Казанский (Геннадий Богачев) и его девушка Наташа (Галина Шмакова).

Дед оказался недоброжелательно настроен по отношению к младшему родственнику. Он заявил, что Игнатий явился с работы раньше обычного, через пять минут после ограбления, не той дорогой, из проходных, взволнованный и, вообще, не заметить грабителя никак не мог.

Сотрудник института Студенкин, сопровождавший потерпевшую, оказался фотографом-любителем, которому явно нравилась Люба Невельская. Он предоставил ее фотографии в различном окружении и по ним следствие пытается определить круг знакомств девушки.

Кадр из фильма "Три ненастных дня". Фотограф Студенкин (Вячеслав Захаров).
Кадр из фильма "Три ненастных дня". Фотограф Студенкин (Вячеслав Захаров).

На одной из фотографий свидетель, пятиклассник Костя, опознает нападавшего. Это - некто Олег Саранцев, знакомый Любиной подруги Валентины Прошиной. Сотрудники милиции следят за Прошиной и Казанским, надеясь определить местонахождение скрывшегося Саранцева.

Фильм передает особую ленинградскую атмосферу: дождливый и сумрачный полупустой город с редкими машинами и прохожими. В звуковой фон вплетены переговоры по рации сотрудников милиции и обрывки радиосообщений о приближающемся наводнении. Оно играет роль в сюжете и известия о прибывающей воде поддерживают тревожный настрой.

Главной же темой картины являются слова Корнилова о людях, не имеющих моральных ценностей, которых от преступления удерживает только наказание. По его словам, они опаснее тех, кто относится к уголовному миру, потому что никем не подозреваемы, неотличимы от других, но всегда готовы на подлость.

Кадр из фильма "Три ненастных дня". Валентина Прошина (Ирина Акулова) и майор Беляев (Эрнст Романов).
Кадр из фильма "Три ненастных дня". Валентина Прошина (Ирина Акулова) и майор Беляев (Эрнст Романов).

К ним относятся и грабитель Саранцев, и его подруга Валентина , и Игнатий Казанский. Все они, до первой представившейся возможности обогатиться, ничем не отличались от порядочных людей.

Фильм поставлен по небольшой повести Сергея Высоцкого "Наводнение". В сюжете изменены некоторые фамилии и обстоятельства.В картине звучат песни в исполнении Александра Хочинского и сам он снялся в маленькой роли певца из ресторана.

"Пять минут страха" 1985 г.

В этот летний выходной день служащий патентного бюро Каретников вышел рано утром из дачного поселка на рыбалку. Дорога шла лесом и ему показалось, что он узнал в спешащем впереди человеке соседа. Каретников окликнул, но прохожий рванул к шоссе, прикрытому придорожными кустами. Раздался звук удара и подбежавший свидетель увидел отъезжающую белую "Волгу" и сбитого пострадавшего.

Когда прибыла вызванная по ближайшему телефону-автомату милиция, на месте событий не нашлось ни трупа, ни брошенных удочек, ни чемоданчика на который, взбираясь по насыпи к жертве, натолкнулся Каретников. Чемодан тогда от падения раскрылся и вокруг него валялись инструменты.

Кадр из фильма "Пять минут страха". Каретников (Леонид Куравлев) объясняется с милицией. Труп пропал.
Кадр из фильма "Пять минут страха". Каретников (Леонид Куравлев) объясняется с милицией. Труп пропал.

Милиционеры осмотрели шоссе, сказали, что верят, но потерпевший, скорее всего, очнулся и ушел. Каретников дома рассказал историю жене и снова вернулся к дороге. Там он обнаружил незнакомца, шарящего по кустам. На вопрос не из милиции ли он, тот пробормотал про потерянную зажигалку и ушел, а самодеятельный сыщик нашел какой-то непонятный инструмент.

Вскоре, сосед, режиссер театра, пригласил Каретникова на репетицию пьесы детективного содержания, где присутствовал консультант - полковник Корнилов со своим сотрудником майором Бугаевым. Каретников и им все рассказал и показал находку, которая оказалась из арсенала опытных "медвежатников".

Наконец, он добился успеха: заинтересованные сотрудники угрозыска привезли его к себе и попросили отобрать запомнившиеся инструменты из предложенных. Получившийся набор был единогласно признан предназначенным для взлома сейфов.

Фильм-экранизация повести Высоцкого "Анонимный заказчик" несколько проигрывает первоисточнику. Он снимался в начале перестройки и нарочитая назидательность речей ленту не украшает. Особенно забавно выглядит полное исключение из жизни положительных персонажей алкоголя и пафосное замечание следователя о том, как ненадежны в жизни пьяницы, о единственном пьющем персонаже.

Однако осталась интересная интрига , хорошие актерские работы. Анатолий Кузнецов показывает более жесткий вариант персонажа Корнилова, чем интеллигентный образ, созданный Яковлевым в предыдущем фильме.

Леонид Куравлев в роли неугомонного Каретникова, простого и неравнодушного человека, как всегда обаятелен. Интересно увидеть относительно молодого Валерия Баринова, играющего бывшего преступника, который хочет отделаться от старых связей.

Одним из центральных персонажей является представитель того типа людей, которых Корнилов называет самыми опасными. Преподаватель, сбивший на дороге авторитетного уголовника, сорвал готовящееся преступление, но, ради того, чтобы не иметь неприятностей, он бы бросил без помощи любого.

"Среда обитания" 1987 г.

Зима. Деревня. Двое сидят в машине и смотрят на старую церковь, переоборудованную под склад. Они собираются забраться туда ночью, потому что сторож несговорчив, а им нужно что-то найти в этом заброшенном здании.

Ленинград. Институт литературы. Научный сотрудник Николай Михайлович Рожкин требует от своего коллеги Озерова, чтобы тот вернул переписку Постникова с Демидовым, исторические документы эпохи Петра I. Он подозревает, что бумаги похищены для продажи. Рожкин назначает срок возврата, в противном случае, - намерен известить руководство.

Кадр из фильма "Среда обитания". Озеров (Валерий Ивченко) и Рожкин (Игорь Комаров) - непримиримый конфликт ученых.
Кадр из фильма "Среда обитания". Озеров (Валерий Ивченко) и Рожкин (Игорь Комаров) - непримиримый конфликт ученых.

Олег Барабанщиков, деловой человек, мастер достать все что угодно, обедает в семье своей девушки Люды. Ее сейчас нет дома и кормит его мачеха Люды, тоже явно неравнодушная к молодому человеку. С этой престижной семьей, как и со всеми знакомыми, его связывают деловые отношения.

В субботу Рожкин выходит гулять в парк в Сосновке. Он присаживается почитать газету и, вскоре, скорчившись, падает на скамейку. Выстрел прозвучал незаметно для других: недалеко находится спортивная площадка для стрельбы, оттуда часто доносятся характерные хлопки.

Ночью Озеров и Барабанщиков подъезжают к церкви и забираются внутрь. Пожилой ученый не в первый раз жалуется своему подельнику на угрозы Рожкина. Барабанов отвечает, что тот волнуется зря - проблема решена. Он поднимается на леса, но доска проваливается и молодой человек с криком падает вниз.

Полковник Корнилов расследует дело по убийству Николая Михайловича Рожкина. В поле зрения уголовного розыска попадает информация о трупе, найденном в старой церкви. Личность покойного установить не удалось, но экспертиза показывает, что, из найденного у неизвестного пистолета "вальтер", был убит Рожкин.

Кадр из фильма "Среда обитания". Полковник Корнилов (Петр Вельяминов) и коллекционер Платонов (Вадим Лобанов).
Кадр из фильма "Среда обитания". Полковник Корнилов (Петр Вельяминов) и коллекционер Платонов (Вадим Лобанов).

В повести "Среда обитания" действие начинается с того, что сторож находит в церкви-складе умирающего Барабанщикова. Книга рассказывает о героях гораздо больше. Так что, если вы посмотрели фильм, то и при чтении найдете много интересного.

Центральной темой обоих произведений является влияние на личность среды обитания, общества и его приоритетов, которые формируют мировоззрение и приводят к поступкам. Именно система ценностей, свойственная окружению персонажей, толкает их на преступления.

В роли Игоря Васильевича Корнилова снимался Петр Вельяминов, а Олега Барабанщикова играл Николай Караченцев. В фильме вы встретитесь и с другими любимыми актерами: Ириной Акуловой, Артуром Вахой, Валерием Ивченко.

Рекомендую вам прочесть детективы Сергея Высоцкого, особенно затрагивающие блокадную тематику, и, конечно, посмотреть кино, снятое по его произведениям. Если вам понравилась эта статья о фильмах-детективах, рекомендую прочесть предыдущую:"Ночной выстрел и проблемы десантника, ставшего милиционером": 3 малоизвестных советских фильма о работе милиции."

-10