Найти тему
Кино и книги

"Ночной выстрел и проблемы десантника, ставшего милиционером": 3 малоизвестных советских фильма о работе милиции

Оглавление

Здравствуйте, читатели! Сегодня я предлагаю вам подборку картин, показывающих труд советской милиции. Может быть некоторые реалии в них приукрашены, но эти фильмы давали нравственный ориентир и самим работникам органов охраны правопорядка, и обществу. Сложность и ответственность профессии отражена в них достоверно и вызывает только уважение.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Солдаты в синих шинелях" 1969 г.

Субботней зимней ночью в "Скорую помощь" поступает звонок о том, что в московском переулке из пистолета ранен человек. Дежурная, как и положено, сообщает о происшествии в милицию. Следователь райотдела Стрепетов с оперуполномоченным приезжают раньше медиков.

В подъезде дома, на ступеньке сидит потерпевший с простреленной ниже колена ногой. Рядом переминается его звонивший приятель. Он поднял воротник пальто, натянул кепку и старается не поворачиваться к милицейским. Молодой следователь на это внимания не обратил.

Кадр из фильма "Солдаты в синих шинелях". Следователь Стрепетов и потерпевший Ковров.
Кадр из фильма "Солдаты в синих шинелях". Следователь Стрепетов и потерпевший Ковров.

Он чувствует неловкость, допрашивая людей, которые ждали не его, а врача: ведь один из них истекает кровью, а другой переживает за приятеля. Попытка добиться ответов натыкается на желание свести разговор к минимуму: стрелял незнакомый, толкнул в узком переулке, они выругались, а он выстрелил - псих.

Стрепетов посылает оперуполномоченного охранять место происшествия и перевязывает раненого. Свидетель выходит из подъезда, сказав, что перехватит "Скорую", чтобы долго не искала. Больше следователь приятеля потерпевшего, которого тот называет Васей, не увидит.

Стрепетов компенсирует свои ляпы внимательным осмотром места происшествия. Незадолго до события выпал снег, сохранивший следы. Они нарисовали совсем другую картину. Потерпевший Ковров и Вася не шли, а стояли в переулке. На снегу остались следы драки и оторванная от Васиного пальто пуговица. Нашлась и гильза от "вальтера".

Доложив о проделанной работе начальнику следственной части подполковнику Головкину, Стрепетов получит сначала язвительные замечания и"Дело по факту огнестрельного ранения гр-на Коврова Г.Д", а затем бездну моральных терзаний.

Встречаются такие преступления, в которых потерпевшие, кроме отвращения ничего не вызывают, а за виновного просто душа болит и так и тянет как-нибудь смягчить букву закона.

Фильм снят по рассказу известных писателей и сценаристов Ольги и Александра Лавровых "Ночной выстрел" и отличается свойственными их прозе знанием деталей милицейской работы и вниманием к моральным вопросам. Леонид Каневский называл его прямым предшественником знаменитого многосерийного цикла "Следствие ведут Знатоки".

Телевизионный фильм-спектакль богатством декораций и мест действия похвастаться не может, но его убедительность оттого не пострадала. Актерская игра - выше всяких похвал. И следователю Стрепетову (Евгений Супонев), и несчастному меткому стрелку Петру Савелову (Евгений Моисеев) сочувствуешь безоговорочно.

Молодой Александр Пороховщиков в роли Григория Коврова блещет отрицательной харизмой. Даже второстепенные роли заметны. Особенно умиляют приехавший на вызов врач и любопытный старичок, прислушивающийся к допросу в больнице.

"Внимание! Всем постам!" 1985 г.

Демобилизовавшийся десантник Виктор Кольцов возвращается в Москву. Он едет в автобусе и замечает, что у стоящей рядом женщины, с которой он перед этим перекинулся парой слов, вор вытягивает кошелек. Возмущенный парень выхватывает бумажник, вор на остановке пытается бежать, но герой его все же задерживает.

Кадр из фильма "Внимание! Всем постам!" Возвращение отслужившего десантника.
Кадр из фильма "Внимание! Всем постам!" Возвращение отслужившего десантника.

Карманник отрицает причастность к краже, потерпевшая и ее супруг видели украденное только в руках у солдата и, хотя разбирающийся с ситуацией майор знает задержанного как облупленного, обвинение разваливается на глазах. Кольцов возмущен: "Я за воровство руки бы отрывал!".

На это сотрудник милиции замечает, что руки отрывать не следует, а вот помочь бы не мешало и предлагает подумать об этом как о профессии. Вернувшись домой, Виктор узнает, что его друг Сергей попал в тюрьму за драку и вторично идет к знакомому майору Ивану Алексеевичу искать правды.

Кадр из фильма "Внимание! Всем постам!" Иван Алексеевич.
Кадр из фильма "Внимание! Всем постам!" Иван Алексеевич.

Правда неутешительна. Приятель сел по-глупому: драка на стадионе с нанесением телесных повреждений, "а повод для драки серьезный - был ли Черенков в оффсайде или нет"- сообщает Иван Алексеевич. В общем, подумал Виктор и пошел в школу милиции, а потом на практику и служить. Должен же кто-то охранять родной город.

Фильм освещает редкую тему в сюжетах о милиции: патрульно-постовую службу, работа в которой очень разнообразна: от уточнения адресов прохожим до задержания опасных преступников, опознанных по ориентировке. Производит впечатление начало картины: интервью, которое берет на улице журналист у встреченных милиционеров.

Кадр из фильма "Внимание! Всем постам!" Милиция тоже отдыхает. Песни у костра.
Кадр из фильма "Внимание! Всем постам!" Милиция тоже отдыхает. Песни у костра.

Картина несколько дидактична, но обаяние Андрея Ростоцкого в роли сержанта Кольцова преодолевает все недостатки, особенно когда он исполняет под гитару песню Владимира Шаинского "Мы не боги":

Без несчастий прожить каждый рад бы,

Хорошо б без обид, без врагов...

А на тех, кто в беде станет рядом

Вы надеетесь, как на богов.

Мы не боги, а мы люди

Просто люди из крови и плоти

Также трудно, также больно

Как и всем нам бывает порой...

Несмотря на то, что герои имеют дело не с самым приятным контингентом советского общества, Москва восьмидесятых вызывает ностальгическую тоску.

Сюжет состоит из множества эпизодов - историй с которыми сержанту приходится разбираться на службе. В них заняты известные советские актеры: Георгий Юматов, Лариса Лужина, Юрий Назаров, Любовь Соколова, Майя Булгакова, Анатолий Грачев, Андрей Мартынов, Арнис Лицитис, Юрий Чернов, молодые Вера Сотникова и Сергей Жигунов.

Если это и плакат - то талантливый: многие люди в отзывах о фильме пишут, что он, в свое время, повлиял на их решение пойти работать в милицию. Фильм так понравился зрителям, что было снято продолжение.

"Где ваш сын?" 1986 г.

Сбылась мечта Виктора Кольцова - его взяли в уголовный розыск, и вот, при расследовании квартирной кражи, находят виновника - прячущегося на чердаке беглеца из детдома Алешу Халина. Кража-то пустяковая - несколько банок сгущенки и два пакета сока, которые голодный пацан вытащил через форточку.

Лешка сбежал разыскивать отца. Тот сидит, но мальчишка готов жить с ним хотя бы в одном городе, пока не освободят: плохо одному. Возвращаться пацан не хочет и Виктор обещает, что не бросит его - будет приезжать в детдом.

Кадр из фильма "Где ваш сын?" Алеша совсем не хочет в детдом, но что может сделать следователь? Только пообещать приезжать.
Кадр из фильма "Где ваш сын?" Алеша совсем не хочет в детдом, но что может сделать следователь? Только пообещать приезжать.

Он сталкивается с незнакомой средой: дети, отцы и матери которых лишены родительский прав, сироты, придумывающие себе родителей. Вскоре, из-за него у Лешки начинаются неприятности.

Неформальный лидер из старших подростков, Федор Фролов, из-за столкновения с высмеявшим его Кольцовым, обвиняет Халина: раз отец сидит, дружить с милиционером значит продаться. Детдомовцы начинают травлю "предателя".

Многие дети, из самозащиты, живут в выдуманном мире. Кольцову предстоят неожиданные открытия: что от правды отказываются ради выживания, а человек, казавшийся ему, работнику милиции, отличным мужиком, может оказаться преступником, использующим ребенка.

В картине много ранящих эпизодов. Снова использован прием интервью: с детьми, рассказывающими о жизни с родителями, теперь лишенными прав. Гораздо глубже, чем в первом фильме, показаны сложности жизни, приводящие к ошибкам и преступлениям. Психологизм раскрытия героев, значительно вырос, это уже не агитка, а драма.

Лучшими актерами картины являются дети: Владимир Сычев (Алеша Халин), Максим Максимов (Федор Фролов), Женя Петров (Егор Бесфамильный/Заморыш). Нельзя также не отметить работы Тамары Дегтяревой (директор детского дома Анна Петровна) и Анатолия Васильева (заключенный Борис Фролов).

Музыка композитора Марка Минкова в фильме тоже достойная, особенно запоминается песня "Мир моей мечты".

Надеюсь, предложенные мной картины вызовут ваш интерес. Приятного просмотра! Если статья понравилась, читайте предыдущую: "Красавцы-преступники, их преданные подруги и неизбежная победа милиции": 3 забытых советских детектива.

-10