25 августа состоялась видеовстреча президента с учителями, школьниками, родителями. Какие звучали предложения и что обещал президент?
Во-первых, стоит отметить, что речь всех выступающих имела почти одинаковую структуру: представление говорящего – благодарность президенту за какие-либо улучшения – пожелание дальнейших улучшений и предложение этом направлении.
Образ учителя в СМИ, зарплата, «образовательная услуга»
Например, президента поблагодарили за изменения в лучшую сторону в жизни учителей. Да-да, кто-то увидел таковые...
Так, некоторые коллеги отметили снижение отчётности, повышение престижа профессии и отдельно поблагодарили президента за доплату классным руководителям. При этом было высказано пожелание продолжать повышать престиж профессии и для этого отказаться от словосочетания «образовательная услуга», а также создавать положительный образ учителя в современных СМИ, кинофильмах и т.п.
Президент отметил, что само слово «услуга» не содержит ничего обидного, но согласился, что повышать престиж надо. Для этого будут созданы специальные проекты, которые потребуют финансовых вложений.
Кроме того, самое интересное – В.Путин вновь сказал о зарплате. По его мнению, надо «совершенствовать систему оплаты труда», на этот счёт есть определённые планы, правда, «исходя из бюджетных возможностей». Но ничего конкретного президент не озвучил, для того чтобы «некоторых коллег из правительства заранее не пугать».
Год учителя, молодые учителя и новые форматы уроков
Одно из предложений прозвучало от выпускницы, набравшей 400 баллов на ЕГЭ. Девочка поблагодарила своих учителей, администрацию и директора своей школы и предложила объявить один из последующих годов годом учителя и наставника.
В. Путину очень понравилось предложение. Он сразу же вспомнил, что в 2023 году будет юбилей К.Д. Ушинского и решил, что 2023 год будет годом учителя.
Также было предложено поддержать молодых учителей (без конкретики). Это было обещано сделать. Тоже без конкретики.
Выступила с предложением и студентка педагогического университета, которая надеется, что «будет со своими учениками на одной волне». Она сказала, что нужно модернизировать школьное пространство, делать его комфортным для каждого. По мнению студентки, победительницы конкурса «Большая перемена», проекты модернизации должны создавать школьники, а уроки нужно проводить в необычных форматах: дискуссии, творческой игры, кейс-чемпионата, авторами и создателями уроков при этом «должны стать сами школьники». Администрация же должна поддерживать таких учеников и «вместе с ними создавать форматы таких уроков».
В.Путину очень понравилась такая идея, он упомянул, что как раз об этом говорил на встрече с Е.Шмелёвой. Подробнее о встрече см. в статье.
Когда прозвучало предложение этой студентки, так и хотелось ей сказать: "Ты в школу сходи и посмотри, что там и как. Сразу розовые очки слетят".
Программа воспитания
Далее речь шла о программе воспитания и психологических сложностях школьников. Было отмечено, что информационный фон СМИ, нередко ситуации в семье, буллинг в школе создают повышенную тревожность школьников. Поэтому было предложено создать интернет-платформу, куда дети могут обратиться анонимно за помощью и получить поддержку психологов. Также отмечен положительный опыт «Всероссийских родительских собраний», работа в этом направлении будет продолжена.
Президент отметил важность психологических служб и некоторое отставание в этом вопросе от других стран.
Следующий выступающий предложил включить в нацпроект «Образование» интерактивные парки и музеи для их дальнейшего развития. А представитель «Артека» предложил обеспечить все школы страны государственной символикой и сделать церемонию поднятия государственного флага частью воспитательной работы.
Кроме того, предложили распространить по всей стране опыт проведения конкурса «Навигаторы детства» и программу повышения квалификации для советников директоров по воспитательной работе. Базой для такой подготовки сделать «Артек». Все эти предложения получили поддержку президента, в том числе была обещана финансовая поддержка всех этих проектов. А государственной символикой обещали обеспечить все школы страны. (Хотя и учебниками-то не все школы обеспечены).
Каков итог?
В целом сложилось стойкое впечатление постановочности. У президента листок с именами всех выступающих, к которым он обращается по имени и отчеству. Все нашли за что поблагодарить президента и отметить позитивные изменения в сфере образования: заботу о престиже профессии, выплату на детей, похвалили изменения в профориентации, возрождение просветительских организаций и т.п.
Создалась почти идиллическая картинка современного образования, где дети хотят учиться, участвовать в конкурсах, благодарны учителям. А государство делает всё для прекрасного детства: создаёт новые лагеря, придумывает конкурсы, разрабатывает интернет-платформы, доплачивает учителям и родителям.
Не хочется обсуждать правильность / неправильность прозвучавших предложений, потому что это был спектакль, далёкий от жизни…
Коллеги, кто ещё смотрел видеотрансляцию встречи? Каковы ваши впечатления?