Приветствую родителей, решивших заниматься со своими детьми по Пошаговой программе дошкольного образования!
►►► Готовы присоединиться? Начните сначала, с этой статьи:
Пошаговая программа дошкольного образования для родителей, имеющих детей дошкольного возраста
Задание 2. Красивые "Бабочки" для развития речевого дыхания детей от года до трёх лет (шаг 2 – I). Подробный конспект.
Напомню место данного задания в Пошаговой программе (подробнее об этом здесь).
Раздел I (возраст детей 1-2 года)
1. Летняя картина
2. Бабочки (шаг 2 – I)
3. Мешок с игрушками
4. Шарики в коробку
5. "Солнышко" (ИЗО)
Подготовка и ход занятия. Конспект
Вырежьте несколько ярких бабочек из цветного целлофана, конфетных обёрток, фольги, цветной бумаги. Сделайте бабочек разного размера.
Прикрепите к каждой из них ниточки длиной 10 – 15см.
Покажите ребёнку, что бабочка начнёт “летать”, если на неё подуешь.
Обратите внимание малыша, что дуть нужно плавно, продолжительно, округлив губы.
Возможно, что в первый раз ребёнок вместо воздушной струи выпустит только пузыри и слюни, да пошлёпает губами. Это нормально – для развития любого навыка необходимы многочисленные тренировки.
Пусть он в первое время просто смотрит на то, что Вы делаете.
После многократных наблюдений за взрослым и достаточного количества проб – у малыша всё начнёт получаться!
Следует учесть, что первые занятия по развитию речевого дыхания не должны длиться более минуты. Но выполнять их нужно ежедневно.
👩🦰👉 Для любознательных родителей. 🙋♂️👱♀️
Почему нельзя игнорировать задание "Бабочки" для развития речевого дыхания ребёнка?
Если вы замечаете, что ваш ребенок "плохо говорит", в первую очередь, нужно срочно заняться развитием речевого дыхания.
Под "плохо говорит" подразумевается не только неправильное произношение каких-либо звуков, а следующие проблемы (речевые нарушения):
- нечеткая, неразборчивая речь;
- "проглатывание" конца слова или фразы;
- тихая, едва слышимая речь;
- гнусавая речь;
- заканчивание фразы почти шёпотом, недоговаривание фразы;
- слишком быстрая речь (взахлёб), без пауз;
- добор (заглатывание) воздуха почти перед каждым словом;
- паузы во время высказывания на добор воздуха, в результате чего ребёнок может забыть, что хотел сказать;
- рубленые слова и фразы из-за вдыхания воздуха в середине слов ("сейчас мы будем иг-(вдох)-рать").
Всех этих проблем можно избежать, если заняться развитием речевого дыхания - основы звучащей речи - с самого раннего детства.
Период развития речевого дыхания у ребёнка: с 6 месяцев до 10 лет.
Отличие речевого дыхания от неречевого.
Наше обычное (неречевое) дыхание происходит автоматически днём и ночью, в нём вдох равен выдоху.
При речевом дыхании выдох в несколько раз длиннее вдоха, потому что именно на выдохе мы произносим слова и фразы.
Речевое дыхание нуждается в управлении. Этим навыкам управления своим речевым дыханием малышей необходимо научить.
То есть, развитие речевого дыхания у дошкольников будет означать, в первую очередь, формирование у них правильного (сильного и плавного) выдоха ртом.
Поэтому, игровые упражнения на развитие речевого дыхания будут включаться регулярно в Пошаговую программу дошкольного образования.
Обращу внимание родителей: они должны позаботиться, чтобы неречевое дыхание детей осуществлялось через нос!
Посмотрите - как трудно приходится ребёнку, который не может дышать носом!
Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может возникнуть кариес. И это еще не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные вещества. Поэтому дети, которые неправильно дышат, раздражительны, плаксивы и вялы.
Поэтому, нужно учить детей дышать носом, пока носовое дыхание не станет для него естественным.
Лирическое отступление о носовом дыхании (для самых любознательных родителей).
За сутки наш нос перекачивает около 17 тысяч литров воздуха.
Значение носового дыхания для здоровья человека.
- Первичное очищение поступающего воздуха от пыли с помощью волосков в ноздрях, ресничек и слизи (мокроты) в носовой полости.
- Защита от инфекций. Микрофлору носа представляют более 50 видов бактерий, 4/5 вредных бактерий уничтожаются почти сразу же после попадания (вдыхания) воздуха в нос. Кроме того, в придаточных пазухах носовой полости постоянно идёт выработка оксида азота (NO), который также прекрасно борется с бактериями и вирусами.
- Защита от простуды. В ноздрях и пазухах воздух нагревается перед поступлением в лёгкие.
- Улучшение циркуляции крови и газообмена в лёгких. Оксид азота (вырабатывается в пазухах носа) - сосудорасширяющее средство, способствующее лучшему усвоению кислорода.
- Улучшение функций мозга. Обонятельные луковицы (рецепторы) в носу - это отростки гипоталамуса - отдела головного мозга. Поэтому, носовое дыхание приводит к постоянной (вдох/выдох)тренировке головного мозга.
- Уменьшение давления и снижение уровня стресса. Потому что носовое дыхание потребляет воздуха меньше, чем дыхание ртом.
- Дыхание ртом может привести к храпу или неожиданной остановке дыхания во сне, даже к смерти.
- Дыхание через рот приводит к гипервентиляции (превышению потребности организма в кислороде), что усугубляет имеющиеся заболевания: артериальную гипертонию, астму, болезни сердца.
- Дыхание через рот ведёт к изменению внешнего вида. Ускорение потери воды ведёт к обезвоживанию, а следом - удлиняется лицо, изменяется прикус, появляются мешки под глазами.
Вывод: Осознавая, что дыхание через рот - верный путь ко многим болезням, мы должны тренировать носовое дыхание в течение дня, чтобы и во сне у нас преобладало дыхание носом.
Для лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов, полезна дыхательная гимнастика. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.
У детей нужно тренировать носовое дыхание с самого раннего детства, в первую очередь, ради здоровья. А речевое дыхание дошкольников нуждается в развитии ради формирования у них правильного звукопроизношения и чёткой, плавной и выразительной речи.
Работа над развитием правильного речевого дыхания ведёт к увеличению жизненной ёмкости лёгких.
Некоторые люди регулярно чувствуют себя вялыми, совершенно обессиленными, особенно после непродолжительной физической нагрузки, уборки по дому или в саду, после недолгого занятия физкультурой.
Им стоит позаботиться об увеличении жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Увеличение ЖЕЛ поможет улучшить здоровье также тем, кто страдает астмой или аллергией, и тем, кто бросил курить.
Упражнения по развитию дыхания помогают расти показателям ЖЕЛ.
Совет родителям: если систематически заниматься развитием речевого дыхания вместе с детьми, это поможет увеличению ёмкости собственных легких.
Разве что количество времени на выполнение задания, количество повторений каждого упражнения, должно быть в несколько раз больше. Например, если дошкольнику рекомендуется надуть один воздушный шарик, то норма взрослого будет составлять несколько десятков воздушных шаров.
Взрослым можно поинтересоваться системами дыхательной гимнастики по Бутейко, по Стрельниковой. Это будет весьма полезно.
В любом случае, увеличение жизненной ёмкости лёгких приведёт к увеличению физических сил и выносливости каждого человека: и ребёнка, и взрослого.
►►► Это было описание второго задания ( шаг 2 – I). Переходите к ознакомлению с третьим заданием ( шаг 3 – I):
Развитие тактильных ощущений у детей с помощью игры "Волшебный мешочек". Пошаговая программа дошкольного образования
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
►►► Эти статьи могут быть вам полезны: