Текст-рецензия: Елена Мартынюк
Не может Александр Маркович дать своей книге тривиальное название. Как не может мыслить обыденно, но только свежо, "перпендикулярно". Оригинальное мышление – это от образования (он математик и музыкант), от жизненного опыта – ребенка войны, активного строителя социалистического общества и современного неугомонного пенсионера-перфекциониста. Окончив сложнейший мехмат МГУ, 40 лет преподавал. Публикует рассказы, эссе, стихи, афоризмы, лимерики, эпиграммы, подражания и т. д. – часто в пародийно-юмористическом ключе, читает их с эстрады. Мини-произведения в книге даны под номерами. Всего опусов 360, и наверняка в этом числе зашифровано нечто математико-музыкальное.
Поэзию пианиста отличает своеобразие ритмики, а именно использование акцентного стиха (часто в стиле любимого Маяковского), где допускаются любые интервалы между ударными слогами.
А просто неуместна тут злость
Квадратичная зависимость
Акцентность помогает выразить мысль
Весомо, грубо, зримо...
Что и отличает творчество Купфера.
Подобно Маяковскому и Гоголю, он нигде не "выпячивает серьёз"; о чем бы ни шла речь, "слезы", если и есть, даются "сквозь смех". Юмор автора – его не всегда легко распознать, и он пронизывает всю книгу.
Но он еще и тонкий лирик и философ для неискушенных читателей. На каждое событие Купфер не только выскажет свое мнение в стихах, но в подкрепление возьмет творчество корифеев литературы - от Лафонтена, Софокла, Эзопа etc. до сегодняшних друзей-поэтов, коих немало. Он будоражит сравнениями, контрастами, "ума холодными наблюдениями". И вообще, "гармонию алгеброй поверяет". Однако для неискушенным читателем виршей А. Купфера они замысловаты, витиеваты, шарадоподобны.
Они "зАзови", как в стихотворении, где каждое слово начинается на "з". И это интересно! Если у Маршака: "Это стул - на нем сидят, это стол - за ним едят", а у Пушкина: "Туча по небу идет,/ Бочка по морю плывет", то у Купфера простота - редкость. Содержание его книги не для средних умов. Это как тест на коэффициент IQ.
Например,
Дабы понять, в чем соль, надо прочитать "Бедную Лизу" Карамзина, откуда узнаем, что Эраст - коварный искуситель, а Лиза - доверчивая жертва (правда, она плохо кончила).
Как говорит сам автор, рецензенту, критику нужно встать на точку зрения автора. А аспектов исследования у А. М. Купфера - море! Один из них - судьба нашей Москвы.
Гиляровскому было бы интересно!
Любит Купфер и частушки:
Цифру «8» положить
Будем в бесконечности.
Вам позвольте предложить
Максимум сердечности (о 8 Марта)
Или такое:
Юмор наш пока в тайге:
Не по юмору ЕГЭ.
Достается от автора и дамам. Вот призыв по Маяковскому:
В то же время Александр Маркович поет дифирамбы... кошкам. В изобилии! Киса для него прямо нежнейший венец творения.
Ни много ни мало. Доброе слово и кошке приятно.
Изобилуют (и составляют основу стиля) купферовские каламбуры: "Саудовская Авария", "ПЗРК" - пузырек", "Полузащитник" - об адвокате, проигравшем половину процессов", "Вот еще о Москве эскапада: Куда ни двинь - везде эстакада”. "Без ненужных знаний нужные не работают", "Майя Ковский, Катя Гория", "Счастливое детство чайлхудом не назовут". "Со стороны виднее, изнутри - достовернее", "Где Уотергейт, Там полтергейст", "Вытянул Ребрий счастливый жребий".
Высказывания автора часто афористичны: "Страшнее совести врага ведь не бывает", "Игры - короткое замыкание информатики", "Приданое - антикалым", "Улица Живописная - щукинская Плющиха". "Теория струн - единство аналога и цифры. Воистину музыка и математика - близнецы-сестры!”.
Купфер лирик: "Лес зимний ласков, как кошачья лапа" (опять про мурлыку). Или:
У Осени дети спросили:
Отчего так красиво умирает Осирис?
Ответила Осень листвою:
Чтобы воскреснуть весною.
Вот пришлось узнать, что Осирис – Бог Возрождения.
Метафоры Купфера также самобытны: "Под фюзеляжем золото и малахит кукурузной нивы", "антирекламы саперная лопата", "понос цивилизации", "сапоги ямба и хорея"...
После ортодоксальных высказываний особенно трогательно проникновенное: "В иных произведениях кажется, что автору просто было не с кем поговорить". И: "Ничто так быстро не устаревает, как современное". Хочется верить, что сегодняшняя книга, благодаря зоркому взгляду, лейтмотиву неравнодушия, умению уловить парадокс и художественно оформить его, не устареет.
Одно бесспорно: автор в нас нуждается, приглашает к сопереживанию, а то и к действию. Пойдем ему навстречу: "уроним минор" и "поднимем мажор" вместе! Ведь "Веселыми должны быть люди, а не окраска домов"! Справедливо: "В математике важен результат" (и не только в ней). Создание этой книги - результат явный. Форте, Купфер! "Мажор рожам"! И точка.
#чтение#книги#литература##рецензии
#стихотворения#александр купфер