Запрос на проведение школьной медиации обычно поступает от родителей, от учителя или руководства школы.
Часто родители реагируют:
"Что такое медиация? Мы о таком не слышали... нам этого не надо".
Многие путают понятия медиация и медитация или считают, что у их ребёнка нет конфликтов, значит, участвовать в процедуре нет необходимости 🤷
В таких случаях медиатор старается донести информацию, что восстановительная медиация - это не только общение с детьми на тему конфликтов.
Детям дается понимание ценности бесконфликтного общения, толерантности, ответственности, видение причин поступков и их последствий и т.д.
И, что важно, даже если ребёнок не участвует в спорных ситуациях, а видит их со стороны, это оказывает влияние и на него!
Процедура медиации в школе иначе называется "Круги сообществ" и действительно напоминает круг -
каждый из детей, сидя в кругу одноклассников с направляющими общение медиаторами, высказывает свое мнение о проблеме, предлагает ее решение.
Работа медиаторов в том числе направлена на то, чтобы участники "круга" смогли УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.
Обсуждение проблем, спорных вопросов, путей их решения идёт в "кругу" совместно, на одном уровне, все участники выступают на равных, без директив и указаний сверху ☝️
Только в этом случае вероятность исполнения достигнутых договоренностей будет высока.
Применяя восстановительную медиацию в школьном пространстве, зачастую удаётся решить и локальные конфликты, которые выявляет "круг".
В этом огромный ресурс школьной медиации. Урегулирование отдельно взятых конфликтов оказывает положительное влияние на общую атмосферу в коллективе.
Использование символа слова даёт возможность КАЖДОМУ высказаться и быть услышанным.
Для детей это особенно ценно!
Те ребята, которые в обычной школьной жизни проявляют себя как спокойные, малоговорящие ученики могут раскрыться и (как показывает практика) дают самую продолжительную речь.
А также в процессе проведения "круга" часто открываются новые проблемы.
И обсуждение таких вопросов "здесь и сейчас" способствует тому, что противоречивые ситуации не перейдут в открытый конфликт.
Когда ты видишь, как преображаются лица участников, как уходит напряжение, когда дети или взрослые жмут друг другу руки, происходит то самое "чудо", которое позволяет идти дальше и принимать конструктивные решения.
Если в вашем классе конфликты мешают учебе и комфортному общению детей - напишите нам, мы поможем найти выход из ситуации!
©Автор статьи: Анастасия Полякова, профессиональный медиатор, член президиума Ассоциации профессиональных медиаторов Алтайского края.