Найти в Дзене
Путь к изобилию

Тройной таран броненосца и предательский риф. Морское сражение при Икике. 2-я Тихоокеанская война

Оглавление

В феврале 1879 года началась 2-я Тихоокеанская война между Чили, с одной стороны, и коалицией Боливии и Перу, с другой. Камнем преткновения являлись богатые залежи гуано и селитры в пустыне Атакама.

Отсутствие коммуникаций в пустынных районах определило роль военно-морского флота в этой войне как ключевую. Не смотря на то, что определяющие сражения всей военной кампании происходили на суше (в частности взятие чилийскими войсками перуанской столицы Лимы в 1881 году), флот обеспечивал подавляющую часть всей логистики. Морские десанты, перевозка войск и их снабжение - всё шло морем. В связи с этим значение контроля над портами, бухтами и морскими коммуникациями сложно переоценить.

Флот был ключом к победе в войне. Чилийский морской десант
Флот был ключом к победе в войне. Чилийский морской десант

Предыстория

5 апреля 1879 года чилийской эскадрой был блокирован важный морской порт Икике, на Тихоокеанском побережье области Тарапака, принадлежавшей в то время Перу.

С началом войны правительство Перу спешно приняло необходимые меры для повышения боеготовности своих ВМС, пополнения и обучения экипажей, а также для ускоренного ремонта кораблей и лучшего их оснащения.

16 мая 1879г. перуанская эскадра, состоявшая из монитора (броненосца) "Хуаскар" и броненосного фрегата "Индепензия", в сопровождении трёх транспортов ("Калако", "Лимена" и "Оройя") вышла из базы в Кальяо в направлении Арики. На борту транспорта "Оройя" находился президент Перу (и главнокомандующий перуанских ВС) генерал Мариано Игнасио Прадо вместе со своим Генеральным штабом.

Мариано Игнасио Прадо (1826-1901), президент Перу в 1876-1879 годах
Мариано Игнасио Прадо (1826-1901), президент Перу в 1876-1879 годах

По совпадению, в тот же день большая часть чилийской эскадры, блокировавшей Икике, под командованием контр-адмирала Хуана Вильямса Реболледо, направилась в Кальяо. Его план состоял в том, чтобы внезапно уничтожить перуанские корабли прямо в порту Кальяо. Чилийские корветы "Эсмеральда" и "Ковадонга" остались вблизи Икике, продолжая блокаду этого перуанского порта.

Корвет "Эсмеральда", копия
Корвет "Эсмеральда", копия

Обе эскадры разошлись вне видимости дымов друг друга примерно на широте Атико.

19 мая, около пяти вечера, перуанские корабли бросили якорь в порту Моллендо, чтобы продолжить свой путь в Арику через несколько часов, и прибыли в пункт назначения в 02:00 следующего дня. Во время перехода перуанцы получили известие о том, что чилийская эскадра покинула Икике, направляясь на север, и что для блокады указанного порта остались лишь "Эсмеральда" и "Ковадонга". Эта информация была подтверждена с прибытием в Арику. Безусловно, это была важная новость. Сразу же президент Прадо собрал командиров перуанских кораблей на военный совет, на котором было принято решение отправить бронированные "Хуаскар" и "Индепензию" на деблокаду порта Икике.

"Хуаскар", 3d-модель
"Хуаскар", 3d-модель

Согласно плану, перуанские корабли покинули Арику в ночь с 20-го на 21-е мая в направлении Икике, куда они прибыли утром, около восьми часов. Заметив подход перуанских кораблей, чилийский корвет "Ковадонга" предпочёл ретироваться, но "Эсмеральда" была вынуждена остаться по банальной причине: из-за поломки одного из котлов ход фрегата упал до 3 узлов.

Морское сражение межу броненосцами Перу и деревянными корветами Чили можно разделить на два эпизода: бой "Хуаскара" с "Эсмеральдой" и неудачное преследование "Ковадонги" "Индепензией", лишь к трагическому для перуанцев концу которого подоспел "Хуаскар".

Первая часть "марлезонского балета"

Монитором "Хуаскар" и отрядом из дух броненосцев Перу командовал контр-адмирал Мигель Грау Семинарио. Он отдал приказ командиру "Индепензии" Гильермо Мору на преследование "Ковадонги", а сам сосредоточился на "Эсмеральде". Изначально Грау планировал захватить чилийский корвет в плен, но, видя что тот настроен дать бой, решил его атаковать.

 Мигель Грау Семинарио, 1834-1879
Мигель Грау Семинарио, 1834-1879

Поскольку "Эсмеральда" находилась между перуанским монитором и берегом, контр-адмирал Грау не решился вступить с ним в артиллерийскую дуэль, опасаясь причинить ущерб портовой инфраструктуре Икике из-за возможных перелётов своих же снарядов. Он трижды таранил вражеский фрегат. Первый удар пришёлся "Эсмеральде" по правому бору, второй - в носовую часть по левому борту, а третий, решающий, в центр по правому борту. Чилийский корвет разломился пополам и пошёл ко дну. В ходе сражения капитан "Эсмеральды" Артуро Прата Чакона пытался организовать абордаж перуанского монитора, но не успел – погиб в бою.

Первый эпизод сражения
Первый эпизод сражения

Морские традиции рыцарского отношения к коллегам-противникам ещё не были утеряны моряками того времени, в отличии от становившихся массовыми сухопутных армий. После третьего тарана и гибели "Эсмеральды" Грау немедленно приказал спустить шлюпки с "Хуаскара" и приступить к спасению выживших чилийских моряков. Всего было спасено 62 человека из 198. У перуанцев было ранено 7 человек и погиб младший лейтенант Хорхе Веларде.

Второй акт "трагедии"

В "гонке преследования" между бронированным перуанским пароходофрегатом "Индепензия" и деревянным чилийским корветом "Ковадонга" под командованием Карлоса Конделла результат для перуанцев оказался, мягко говоря, иным.

"Ковадонга", модель
"Ковадонга", модель

Пользуясь отсутствием перуанских береговых батарей и своей малой осадкой, "Ковадонга" шла максимально прижимаясь к берегу. "Индепензия", стараясь не упустить противника и ведя с ним огневой бой, также подошла довольно близко к берегу. Недалеко от Пунта-Груэса, при попытке тарана чилийского корвета перуанский броненосец сел на риф, не обозначенный на карте.

"Индепензия", схема парусного вооружения пароходофрегата
"Индепензия", схема парусного вооружения пароходофрегата

"Ковадонга" тут же легла на обратный курс и, подойдя почти вплотную к перуанскому фрегату, начала его артиллерийский обстрел, пытаясь добить противника. "Индепензия" легла на правый борт и стала медленно тонуть. Через три часа к месту событий подоспел "Хуаскар". Контр-адмирал Грау успел снять экипаж "Индепензии" и два артиллерийских орудия, а затем добил остов фрегата.

Потери перуанцев в этом боевом эпизоде составили 5 человек убитыми и 5 ранеными. Чилийцы потеряли трёх человек убитыми и пятерых – ранеными.

Битва при Икике, схема
Битва при Икике, схема

Таковы итоги этого морского сражения, называемого "Битва при Икике". Чилийские историки включают в эту битву оба эпизода, тогда как перуанцы стараются упоминать лишь о первом, считая второй отдельным, случайно неудачным происшествием.

О других событиях этой войны Вы можете узнать в статье: 2-я Тихоокеанская война. Кровавая бойня за... гуано и прибыли британского капитала.

Если Вам показалось интересно - жмите на кнопочку "нравится", а также подписывайтесь на канал, если Вы ещё не подписаны. Комментарии приветствуются.