Найти тему
Жизнь советского человека

Как секретная операция советской разведки способствовала переносу агрессии японцев в другую сторону? «Снег» для Японии и США

К 40-м гг. XX в. на мировой арене сформировалась сложная внешнеполитическая ситуация для Советского Союза. На западе довлела угроза со стороны Германии, на востоке — со стороны Японии. Экономика страны не была готова к масштабной войне.

На тот момент в планы японских властей входило занять главенствующее место в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как следствие разрабатывались два варианта ведения военных действий: северный (СССР) и южный (США и Великобритания). Поэтому все усилия советского руководства были направлены на то, чтобы предупредить или хотя бы отсрочить конфронтацию.

Операция с кодовым именем «Снег» была строго засекречена, документов по ней не велось. Разработка началась в октябре 1940 г., ей занимались двое: опытный тайный агент Исхак Ахмеров и начинающий разведчик Виталий Павлов. Все детали предприятия так же знали их непосредственный начальник Павел Михайлович Фитин и Лаврентий Павлович Берия.
Исхак Акмеров - "Билл"
Исхак Акмеров - "Билл"

Ахмеров в 1934-1939 гг. был резидентом-нелегалом советской разведки в штатах. Действовал под псевдонимом «Билл». За это время создал широкую агентурную сеть, свел знакомство с высокопоставленными чинами. Для дела особый интерес представлял один такой персонаж — Гарри Декстер Уайт. Работая в министерстве финансов, он пользовался особенным расположением министра Г. Моргентау, через него имел выход на секретаря Белого дома и даже на самого президента Ф. Рузвельта.

Суть комбинации заключалась в следующем: через Г. Уайта убедить верхи США жестче реагировать на японскую агрессию в тихоокеанском регионе. Предполагалось, что японцы не потерпят ультиматумов от американцев и ответят военными действиями. Это позволяло предотвратить их нападение на Дальневосточном фронте.

Главным исполнителем определили В. Павлова, его прикрытием была доставка дипломатической почты в нью-йоркское консульство советов. Подготовка продолжалась на протяжении нескольких месяцев.

Виталий Григорьевич Павлов
Виталий Григорьевич Павлов

Ахмеров натаскивал своего товарища в английском, прописал различные вариации беседы с Уайтом, выбрал телефонные будки в Вашингтоне и наиболее подходящий день для звонка. Были четко оговорены все шаги по реализации замысла.

В помощь молодому специалисту назначили Михаила Корнеева, он знал, только ту часть задания, в которой ему предстояло участвовать.

В середине мая они добрались до Нью-Йорка, сдали диппочту и отправились в столицу, где должна была произойти встреча с объектом. Предлогом послужила просьба «Билла», передать некоторые размышления Уайту.

Павлов, представившись учеником «Билла» вручил тому записку на тему американо-японских отношений, содержание которой пришлось по душе собеседнику.

В дальнейшем Уайт сформулировал тезисы кабинета правительства, которые вошли в основу «Ноты Халла» (предложения по соглашению между государствами), представленной послу Номуре 26 ноября 1941 г. Одним из пунктов было выведение армии из Китая и пересмотр внешней политики Японии. Ее ответом на это стала неожиданная атака 7 декабря на американскую базу Пёрл-Харбор.

Г. Д. Уайт
Г. Д. Уайт

Результат спецоперации — дополнительное воздействие в пользу переноса вектора японской экспансии с севера на юг. Это позволило избежать открытия советско-японского фронта, а также оказало большое влияние на ход противоборства с Германией. Ставка сумела в короткие сроки переправить дивизии с Дальнего Востока на защиту Москвы и развить контрнаступление.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал